МОСКОВСКАЯ ПРАВДА
Совет по правам человека при президенте РФ предложил отменить юридическую силу прописки. По мнению правозащитников, определять место жительства человека нужно не по штампу регистрации в паспорте, а по тому региону, где он работает и платит налоги.
Такое предложение, с одной стороны, звучит логично, с другой – вызывает обеспокоенность, особенно у москвичей. В столице проживают миллионы приезжих, и кто сможет поручиться, что если все они юридически начнут считаться москвичами, бюджет города просто не треснет по швам?
По мнению члена СПЧ и главы правозащитной организации «Восход» Евгения Боброва, при любом контакте россиянина с государственными органами следует учитывать его реальное место жительства, а не место регистрации, которые совпадают далеко не всегда. Бобров предлагает сделать главным критерием определения места жительства уплату налогов. Регион, где россиянин работает и платит в местный бюджет налоги, и следует считать его местом жительства, не ориентируясь на место постоянной регистрации человека. Бобров обратил внимание, что эта проблема особенно актуальна как раз для Москвы: в столице живут и работают множество иногородних. По разным причинам они не могут получить московскую регистрацию, а без нее считается, что эти люди не проживают в столице вовсе. Регистрация по месту жительства должна продолжать существовать в целях статистического учета, подчеркнул Бобров, но сейчас надо подумать о людях, которые возможности прописаться лишены вовсе.
Действительно, очень многие россияне уезжают на заработки в другие города и не имеют возможности купить там квартиру, чтобы прописаться. Прописка требуется при устройстве на работу, обращении в социальные службы, получении кредита, открытии счета и во множестве других ситуаций. Все это создает нашим соотечественникам массу проблем и вынуждает их регистрироваться нелегально.
В ближайшее время представители СПЧ встретятся с руководством Минкомсвязи, чтобы проработать механизм, позволяющий уведомлять власти о своем текущем месте жительства через портал госуслуг. Обратившись с электронным заявлением о получении каких-то социальных благ, гражданин сможет указать населенный пункт, в котором он живет и работает, который может быть иным, чем записано в паспорте. Действительно ли человек трудоустроен там, где указал, проверить чиновникам не составит труда, считает Бобров.
Отмена института прописки немедленно упростит работу судов, военкоматов, социальных служб и правоохранительных органов. Сколько в нашей стране возникает ситуаций, когда различные повестки и официальные бумаги поступают человеку не на его настоящий адрес, а по месту регистрации, где он давным-давно не живет, и не доходят до адресата. Уклонистам от армии и наложенных судом обязательств такая ситуация, конечно, на руку, а вот многие законопослушные россияне просто не имеют возможности узнать о том, что им приходил штраф, а их потом из-за неоплаченной квитанции не выпускают границу. Неудивительно, что отдельные чиновники ФНС, Генпрокуратуры и Следственного комитета уже высказались в поддержку отмены института прописки по месту жительства.
Впрочем, об отмене прописки в России говорят давно, и ничего в этом отношении пока не изменилось. Еще в феврале 2022 года глава ФМС Константин Ромодановский заявил о том, что в ближайшем будущем штамп о прописке в паспорте станет ненужным – как только в качестве документа, удостоверяющего личность, на смену паспортам придут универсальные электронные карты. Человеку достаточно будет прийти в паспортный стол и оставить там свои документы, которые по почте отправят в ФМС, где удостоверят их подлинность.
Однако председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов призвал с отменой прописки не торопиться: для этого сначала нужно вернуть ФМС в ведение МВД и задуматься над эффективными механизмами контроля над иммиграцией. В нынешних условиях открытых границ и коррумпированности системы существует риск проникновения в нашу страну этнических преступных группировок, например, из Средней Азии.
– Это инициатива вполне в европейском духе, – отметил юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. – Согласно устоявшейся практике Евросоюза, гражданин указывает место своего жительства властям по своему усмотрению. Надо сказать, что похожие нормы конституционного права действуют в России и сейчас, но не соблюдаются. Конституционный суд неоднократно обращал внимание на то, что прописка носит характер уведомления властей о месте, где человек проживает, а не привязки гражданина к месту. Между тем чиновники низшего звена воспринимают ее именно как такую привязку. Мне кажется, в данном случае было бы удобно устранить противоречие между конституционным правом и законодательством. Действительно, далеко не все россияне проживают в том месте, где прописаны. Гораздо удобнее было бы, если бы, например, место проживания определялось не по штампу регистрации, а по региону, где человек получил СНИЛС. И я не думаю, что в данном случае имеет смысл говорить о каком-то социальном коллапсе, который начнется после того, как все приезжие из регионов автоматически начнут считаться москвичами со всеми вытекающими из этого благами. В основной массе эти бюджетные блага и так можно получить: не имея прописки, но по факту гражданства. Например, для того, чтобы получить медицинскую помощь, достаточно иметь медицинский полис.
Специалист в области жилищного права, адвокат Дмитрий Кисленко не вполне разделяет оптимизм своего коллеги:
– Количество жителей Москвы галопирующими темпами увеличивается с каждым годом. По данным Росстата за 2022 год, в столице проживает свыше 12 миллионов человек. Альтернативные подсчеты показывают, что численность населения Москвы значительно выше. Согласно независимому исследованию количества потребляемых в Москве продуктов, ориентировочное количество живущих в столице составляет порядка 20 миллионов человек. Если оценивать количество зарегистрированных сим-карт (с учетом людей, у которых их несколько) в Москве живет около 15 миллионов человек. Нетрудно догадаться, что эти люди, не попавшие в официальный перечень, приезжают в Москву на заработки или находятся здесь нелегально. С 2022 года в городе находится не менее 1,5 миллиона нелегальных трудовых мигрантов, точных и официальных данных на этот счет ФМС предоставить по понятным причинам не может. Впрочем, не нужно быть статистиком, чтобы понимать, что в Москву стремятся приезжие изо всех регионов России, наделенные амбициями. Москва чудовищным образом перенаселена. Выдержит ли городской бюджет увеличение числа москвичей вдвое? Не хотелось бы проверять это на практике без полной уверенности.
Опасения нашего эксперта понятны: ведь из городского бюджета на различные доплаты и льготы для москвичей выделяются колоссальные. Хотя есть там и ограничения: например, чтобы получать доплату от города к пенсии, нужно прожить в столице не менее 10 лет. Так что «сладкие пирожки» все равно достанутся не всем. А если все, кто проживает в первопрестольной, будут исправно платить налоги в городской бюджет, тогда, может, еще и в выигрыше окажемся…
Роман КОРОЛЕВ.
Нужно отменить обязательную регистрацию по месту жительства и месту пребывания
В соответствии со статьей 27 Конституции РФ, «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».В соответствии с законом РФ №5242-1 «О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и «ПРАВИЛАМИ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» граждане, при смене места жительства или пребывания, обязаны обратиться в органы, ответственные за регистрацию на территории их пребывания для оформления соответствующей регистрации, предоставив, в том числе (в случае регистрации по месту пребывания), «документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение)». Однако предоставление такого документа не всегда возможно, поскольку требует участия других лиц или организаций (собственников жилого помещения). В результате обязанность гражданина по регистрации по месту жительства или пребывания не может быть выполнена по независящим от него причинам, а следовательно, нарушается его конституционное право на свободу перемещения.По этой и другим причинам, регистрационный учет граждан не обеспечивает необходимые условия для «реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом», как декларирует статья 3 вышеупомянутого закон РФ №5242-1, а наоборот, препятствует реализации им указанных прав и исполнения указанных обязанностей.В связи с этим, закон РФ №5242-1 «О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и «ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» необходимо признать утратившими силу, как не отвечающие интересам народа Российской Федерации.
События петиции
Петицию поддержали 100 человек7 лет назад
Петицию поддержали 10 человек7 лет назад
Петиция создана7 лет назад