Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

СТ 11.10 ЗК РФ

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.

11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

Комментарий к Статье 11.10 Земельного кодекса РФ

В комментируемой статье законодатель посчитал необходимым отдельно урегулировать вопросы, связанные с содержанием и подготовкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представляется, что именно этот документ в условиях отсутствия в большинстве случаев утвержденных проектов межевания территории должен стать наиболее распространенным среди документов, используемых для образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, подготовка схемы должна осуществляться путем изображения границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, форма которого утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2022 г. N 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» <1>. Таким образом, такая схема представляет собой графический образ земельного участка, который предстоит образовать.
———————————
<1> РГ. 2013. 28 мая. N 112.

Лица, осуществляющие подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ограничены объективными обстоятельствами, указывающими на необходимость учета документов, устанавливающих различные ограничения использования соответствующей территории, а также прочих фактов и особенностей, установленных применительно к землям или земельному участку, из которых предполагается осуществить образование нового земельного участка. Данные ограничения необходимы с учетом того, что в случаях, предусмотренных п. п. 4 и 5 комментируемой статьи, подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории может осуществляться лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка.

В п. 16 комментируемой статьи приведен закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако субъекты РФ до 1 января 2022 г. наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2022 г. (п. п. 29 и 32 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>).
———————————
<1> СЗ РФ
. 2014. N 26. Ст. 3377.

Существенным отличием нового порядка подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ранее действовавшего является единая форма этого документа, которая устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>. При этом для удобства участников земельных отношений предусматривается возможность подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории как в бумажной форме, так и в форме электронного документа.
———————————
<1> Ранее ст
. ст. 31, 34, 36 ЗК РФ (признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») хотя и предусматривалась необходимость подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, но форма такой схемы не устанавливалась. В связи с этим органами государственной власти и органами местного самоуправления при отсутствии соответствующих полномочий утверждались различные формы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории и устанавливались требования к подготовке таких схем (см., например, Закон Самарской области от 4 марта 2022 г. N 16-ГД «О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории»; Постановление главы Можайского муниципального района Московской области от 1 июля 2022 г. N 609-П «Об утверждении порядка подготовки и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Можайском муниципальном районе»; Постановление администрации г. Курска от 15 мая 2022 г. N 473 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте»; Постановление администрации г. Барнаула от 9 сентября 2022 г. N 2022 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа — города Барнаула Алтайского края»).

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ее форма при подготовке на бумажном носителе, а также ее форма при подготовке в виде электронного документа установлены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2022 г. N 762.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются сведения, необходимые для внесения соответствующих записей в Реестр объектов недвижимости, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2022 г. N 42 <1>, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет. Так, в частности, решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе земельного участка, виде его разрешенного использования и категории земель, к которой относится данный земельный участок. При этом принятие решений об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется (ч. 21 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2022 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
———————————
<1> РГ. 2010. 9 апр. N 75.

Следует отметить, что в настоящее время на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <1> доступна услуга по подготовке схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Такая услуга предоставляется за плату, размер которой установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 6.
———————————
<1> rosreestr.ru

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА В УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ, В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (с изменениями на: 25.05.2017)

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТКАЗА В УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ, В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ …

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года в связи с истечением срока действия, установленного статьей 5 данного документа.
____________________________________________________________________

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.05.2017 N 39-ОД)

Принят
Волгоградской
областной Думой
24 декабря 2022 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с пунктами 29 и 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2022 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает дополнительные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в предварительном согласовании предоставления земельных участков и в предоставлении земельных участков без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10, статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 2. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отсутствие документов (сведений), подтверждающих права заявителя на здания, сооружения (помещения в них), расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой расположения, за исключением случая, если с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратился гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2022 года N 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

2) наличие не устраненных на дату подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области, в отношении образуемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

3) наличие на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.05.2017 N 39-ОД)

4) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, из которого образуются земельные участки;

5) отсутствие согласия арендаторов земельного участка, из которого образуется земельный участок, в случае если с заявлением об утверждении схемы земельного участка, предусматривающей образование земельного участка из арендуемого земельного участка, обращается один или несколько арендаторов земельного участка — собственник здания, сооружения (помещений в них) или лицо, которому это здание, сооружение (помещения в них) принадлежит (принадлежат) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

6) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

7) расположение земельного участка полностью или частично на территории, предусматривающей в соответствии с утвержденными проектом межевания и (или) проектом планировки территории формирование земельных участков в целях последующего предоставления в собственность граждан в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», за исключением случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

8) наличие задолженности по арендной плате в случае образования земельных участков из земельного участка, предоставленного в аренду, если с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка обратился арендатор такого земельного участка;

9) схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, вид разрешенного использования и (или) размеры которого не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

10) подача заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в случае, если в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Статья 3. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) наличие не устраненных на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

2) наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании его предоставления, зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.05.2017 N 39-ОД)

3) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании предоставления;

4) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление о предварительном согласовании предоставления, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

5) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и содержание планируемого вида разрешенного использования которого допускает размещение объектов капитального строительства, — в случае обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка в аренду или в собственность;

6) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в статье 2 настоящего Закона.

Статья 4. Основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов

Решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов принимается при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) отсутствие документов (сведений), подтверждающих права заявителя на здания, сооружения (помещения в них), расположенные на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов, за исключением случая, если с заявлением обращается гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

2) наличие не устраненных на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов нарушений заявителем требований законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе выявленных при осуществлении государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля;

3) наличие на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов зданий, сооружений (помещений в них), имеющих параметры (характеристики), отличные от параметров (характеристик), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.05.2017 N 39-ОД)

4) отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ земельного участка и (или) о разрешенном использовании земельного участка и (или) о кадастровой стоимости;

(в ред. Закона Волгоградской области от 25.05.2017 N 39-ОД)

5) расположение здания, сооружения частично за границами испрашиваемого земельного участка;

6) наличие обеспечительных мер, примененных в отношении земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении без проведения торгов;

7) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке;

8) расположение земельного участка полностью или частично на территории, предусматривающей в соответствии с утвержденными проектом межевания и (или) планировки территории формирование земельных участков в целях последующего предоставления в собственность граждан в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», за исключением случаев предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Волгоградской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно»;

9) вид разрешенного использования и (или) размеры испрашиваемого земельного участка не соответствуют правилам землепользования и застройки, правовым актам уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченных органов местного самоуправления, определяющих в соответствии с федеральными законами использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

10) пересечение границ земельного участка с красными линиями, утвержденными в составе проекта планировки территории, в случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов;

11) отсутствие заявлений о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов от всех собственников расположенных на земельном участке зданий, сооружений (помещений в них) в случае обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность одного из собственников расположенных на таком земельном участке зданий, сооружений (помещений в них);

12) наличие задолженности по арендной плате в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов обратился арендатор такого земельного участка;

13) отсутствие договора водопользования в случае, если земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования и содержание планируемого вида разрешенного использования которого допускает размещение объектов капитального строительства, — в случае обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка в аренду или в собственность.

Статья 5. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и действует до 1 января 2022 года.

2. Положения настоящего Закона не применяются к отношениям, связанным с рассмотрением заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельных участков и о предоставлении земельных участков без проведения торгов, поданных, но не рассмотренных исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на день вступления в силу настоящего Закона.

Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ

29 декабря 2022 года
N 229-ОД

Статья 24. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Статья 24. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Установить, что до 1 января 2022 года основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема) наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, являются:

1) полное или частичное расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, за исключением случая обращения с заявлением об утверждении схемы в отношении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственника данного здания, сооружения;

2) полное или частичное расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах земельного участка для комплексного освоения территории, освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;

3) расположение на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой, самовольной постройки, за исключением случая обращения с заявлением об утверждении схемы в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, лица, право собственности которого на данную самовольную постройку признано судом.

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

Проблемы в
изменить

  • 1504
    выполнено
  • 85
    в работе
  • 378
    открыто

06 июля 2022 мною, посредством электронной почты, на официальный адрес администрации  Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) было отправлено заявление на предварительное согласование предоставления земельного участка (далее – ЗУ), расположенного по адресу: ЛО, г. Гатчина, ул. Северная.
В своих действиях я руководствовался пп
. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ): Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со «статьей 39.18» настоящего Кодекса;
В заявлении на предварительное согласование земельного участка, которое я подавал в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ, мною были указаны:
1
. Фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ);
2. Основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных «пунктом 2 статьи 39.3», «статьей 39.5», «пунктом 2 статьи 39.6» или «пунктом 2 статьи 39.10» настоящего Кодекса оснований (п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ);
3
. Вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав (п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ);
4. Цель использования земельного участка (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ);
5
. Почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ).
К вышеуказанному заявлению мною была приложена схема расположения земельного участка, а так же сопроводительное письмо (копии документов, направленных мною в адрес администрации, прилагаю).
Заявление с приложениями было зарегистрировано за вх. №3894-22 от 15.07.2016 г.
27.07.2016 г., на электронную почту, которую я указал в качестве адреса для связи, был получен отказ по существу заявления и рекомендация в мой адрес выполнить за свой счет работы по подготовке схемы расположения земельного участка (далее – СРЗУ) на кадастровом плане территории, как в электронном виде, так и на бумажном носителе, обратившись к кадастровому инженеру, т.е
. за плату (копию ответа прилагаю).
Считаю, что подобным отказом Администрация ГМР нарушает законодательство Российской Федерации в части применения норм Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а именно:
В своем ответе Администрация ссылается на то, что предоставление ЗУ в аренду под ИЖС осуществляется на основании ст. 39.18 ЗК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании ЗУ, прилагая СРЗУ, подготовленную в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка».
Согласно абз
. 2 п. 5 Приложения N 1 к Приказу: «В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе».
Согласно п. 4. ст. 11.10 (на которую ссылается Администрация в отказе): Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно абз
. 2 п. 9 ст. 11.10: в случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В соответствии с п. 5 ст. 39.15 ЗК РФ: в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Кроме того, в ст
. 39.16 имеется перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Обращаю ваше внимание, что данный перечень закрытый.
Согласно Земельному законодательству, действия Администрации после получения моего заявления о предварительном согласовании должны были быть следующими (согласно ст. 39.18 ЗК РФ):
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с «пунктом 8 статьи 39.15» или «статьей 39.16» настоящего Кодекса.
Согласно п
. 8 ст. 39.15, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в «пункте 16 статьи 11.10» настоящего Кодекса;
П
. 16 ст. 11.10 — Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с «пунктом 12» настоящей статьи (п
. 12 ст. 11.10 — Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных «статьей 11.9» настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
— испрашиваемый мною ЗУ имеет площадь 1 195 м2, что соответствует максимальной площади земельного участка – 0.12 га для вновь формируемых земельных участков (согласно правилам землепользования и застройки пп.4 п. 4 ст. 44 Правил, размещенных на официальном ресурсе http://www.gatchina-meria.ru/official/zempol.php?ns=ch_3-2#44) (п. 1-2 ст. 11.9 ЗК РФ)
— границы испрашиваемого мною ЗУ не пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. (п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ)
— образование испрашиваемого мною ЗУ не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам
. (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ)
— границы испрашиваемого мною ЗУ не пересекают границы муниципальных образований и границы населенных пунктов (п. 3 ст. 11.9 ЗК РФ)
— образование испрашиваемого мною ЗУ не приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. (п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ)
— образование испрашиваемого земельного участка позволяет использовать указанный земельный участок в соответствии с разрешенным использованием
. (п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ)
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Отправленная мною СРЗУ полностью соответствует землеустроительной документации, размещенной на официальном сайте администрации.
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
На территорию, в границах которой я испрашиваю ЗУ не имеется утвержденного проекта межевания.
Кроме того, прошу вас ознакомиться с письмом департамента недвижимости Минэкономразвития России (копию прилагаю), которое подтверждает мои доводы в части подготовки СРЗУ и противоречит доводам администрации, озвученным в отказе на мое заявление.

  Место:
Гатчина, исторический район Егерская слобода, Северная улица
  Категория:
Нарушения прав человека
  Отправлено:
30.09.2016: Администрация Гатчинского района Ленинградской области
Оценить работу служб
  Сделал официальной:
Катерина Стогова

Отказ в утверждении самодельной схемы расположения земельного участка

Владимир     Форум    27 апреля 2022, 12:56

Администрация отказывает в предварительном согласовании схемы земельного участка для аренды без проведения торгов. Ссылаются при этом на нарушение 762 приказа Минэкономики, общими фразами без указания, что конкретно не так. Схему делаю самостоятельно в АГРО 7, то что должно быть отражено на схеме по 762 приказу (координаты, границы и т.п.) на схеме есть, сама схема и текст отказа во вложении.

      Загруженные файлы:

    • Отказ 1222.jpg 110.2 kb
    • Схема 1222.jpg 112.67 kb
  • Отказ в предоставлении земельного участка
  • Чтобы оставлять комментарии и получать уведомления об ответах – войдите на сайт

    Промо

    Выписка из ЕГРН через API Росреестра

    250 ₽

    Схема земельного участка для аренды

    2400 ₽

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: