Некоторые вопросы, связанные с регистрацией по месту жительства (пребывания)

Все дела: гражданские и уголовные. Юридический форум

Некоторые вопросы, связанные с регистрацией по месту жительства (пребывания)

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничение данного конституционного права граждан допускается лишь на основании закона. Государство проводит регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Органами регистрационного учета граждан (РФ и иностранных граждан) по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральная миграционная служба).

Отметим, что для иностранных граждан и лиц без гражданства установлены специальные правила регистрационного (миграционного) учета, которые предусмотрены в федеральном законе от 18 июля 2021 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно Закона РФ от 25 июня 2021 г. N 5242-I под местом пребывания и жительства подразумевается:

Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно.

Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

По нашему мнению тема настоящей статьи является актуальной в силу того, что касается каждого находящего в РФ человека и как следствие изобилие судебных споров и противоположных правовых позиций в судебной практике.

В настоящей статье мы хотим рассмотреть и проанализировать судебную практику, существующую на сегодняшний день о некоторых вопросах связанным с регистрацией по месту жительства (пребывания), как российских граждан, так и иностранных граждан.

(!) Некоторые вопросы, связанные с регистрацией по месту жительства (пребывания) в отношении граждан Российской Федерации.

Ничтожно малая площадь жилого помещения и большое количество зарегистрированных в нем, могут ли являться данные обстоятельства основанием для отказа в регистрации по месту жительства (пребывания)?

Отвечая на этот вопрос отметим, что судебная практика сформировалась, идя по двум направлениям, некоторые суды не считают данные обстоятельства обоснованными для отказа в регистрации по месту жительства, другие же считают, что в данном случае отказ обоснован.

Пример 1. Отказ незаконен!

Так, Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа отдела УФМС по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга в регистрации по месту пребывания.

Суть дела: В «Центр по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района» с заявлением о регистрации по месту пребывания в жилом доме обратился Истец. Указанный дом находится в собственности гражданина <ФИО1>, от которого также имеется заявление о регистрации Истца по месту временного пребывания. С заявлением от Истца в ОУФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга поступили все документы, необходимые для регистрации. По данным «Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района», на момент подачи заявления по данному адресу общая площадь составляла 43 квадратных метра, зарегистрировано граждан по месту жительства (пребывания) в данном жилом помещении — 131 человек. Истцу было дано разъяснение начальника отдела (К) о том, что на одного зарегистрированного в доме приходится 0,33 квадратных метра жилой площади, и что проживание на столь ничтожно малой площади невозможно. В удовлетворении ходатайства о регистрации по месту пребывания было отказано, поскольку фактически вселиться в указанный дом и проживать в нем не имеется возможности, а соответственно, имея регистрацию по данному адресу, Истец будет проживать по иному адресу.

Оказывая в удовлетворении апелляционной жалобы ОУФМС России по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга суд отметил, что в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 2021 г. N 713) не содержится ограничений по санитарным нормам жилья и не регламентировано количество квадратных метров на человека для разрешения вопроса о возможности произвести регистрацию. В связи с изложенным суд нашел отказ в регистрации Истца по спорному адресу, данный начальником отдела, незаконным (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30 августа 2021 г. N 33-10533/2012).

Пример 2. Отказ обоснован.

Так, Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника территориального пункта ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об отказе в регистрации по месту жительства.

Суть дела: Р. на основании договора дарения является собственником 1/100 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 64 кв. м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Истец, как собственник жилого помещения подал заявление о регистрации по месту жительства. Начальник территориального пункта N отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказал Р. в постановке на регистрационный учет по месту жительства. Отказ мотивирован тем, что по состоянию на <дата> в данном адресе значатся зарегистрированными 20 граждан, оформление регистрации будет носить формальный характер, не отражает факт вселения в жилое помещение обшей площадью 64 кв. м.

Суд отказывая в удовлетворении заявленных Р. требований посчитал, что 1/100 доля в праве собственности на трехкомнатную квартиру общей площадью 64 кв. м ввиду ее незначительности по отношению к общей площади квартиры не может быть отнесена к жилому помещению в значении ст. 16 ЖК РФ; заявитель предоставил органу УФМС заявление о регистрации по месту жительства в помещении, которое объективно не являлось его местом жительства и не может быть ни местом жительства, ни местом пребывания, поскольку реальная возможность проживания в нем отсутствует, так как собственниками указанной квартиры являются более 15 человек, не связанных между собой родственными отношениями или отношениями свойства, судебная коллегия полагает, что регистрирующий орган обоснованно отказал Р. в регистрации по месту жительства в квартире, а потому оснований для признания незаконным отказа начальника территориального пункта ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в регистрации Р. обоснован (Определение Ленинградского областного суда от 15 августа 2021 г. N 33-3660/2012).

По нашему мнению и с учетом действующего законодательства в рассматриваемом случае отказ регистрирующего органа в регистрации по месту жительства (пребывания) при ничтожно малой площади жилого помещения и большим количестве зарегистрированных в нем не обоснован и не соответствует законодательству, по следующим причинам в соответствии со статье 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура, гражданин обязан сообщить о перемене места жительства, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту его жительства не позднее трех дней после подачи документов на регистрацию.

Ограничение права граждан на выбор места жительства может быть установлено только федеральным законом. Основания для ограничения права выбирать место жительства, перечисленные в статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, в закрытых административно-территориальных образованиях), являются исчерпывающими, и только они могут служить предпосылкой для введения разрешительного учета граждан, который отличается от уведомительной регистрации.

Регистрация гражданина по месту жительства или по месту его пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет волеизъявление гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Гражданин, имеющий долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение и обращающийся с заявлением о регистрации его по месту жительства в указанном жилом помещении, не обязан представлять письменное согласие других сособственников указанного жилого помещения.

Показательным по данной позиции является следующее гражданское дело.

Так, Истец обратился в суд с иском к Ответчику 1 (физ. лицо), МУП «ЖКХ МО р.п. Верхнее Дуброво» о признании незаконной регистрации ответчика 1 по месту жительства, возложении на орган, осуществляющий регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства Ответчика 1 снять с регистрационного учета.
Суть дела: Истец является собственником 1/2 в общей долевой собственности двухкомнатной квартиры
. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Ответчик 1 также является собственником 1/2 в общей долевой собственности двухкомнатной квартиры. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. На основании заявления о регистрации по месту жительства Ответчика 1 как собственника 1/2 в общей долевой собственности двухкомнатной квартиры был зарегистрирован по месту жительства в данной квартире.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Ответчику 1 суд отметил, что во исполнение п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ответчик 1 представил в МУП «ЖКХ р.п. Верхнее Дуброво» все необходимые для регистрации документы, в том числе и документ, подтверждающий, что Ответчик 1 является собственником 1/2 в общей долевой собственности двухкомнатной квартиры. Только при утрате гражданином права на данное жилое помещение или при отсутствии такого права, он в свою очередь в соответствии со ст.7 абз.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» подлежит снятию с регистрационного учета по указанному адресу (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 марта 2021 г. N 33-2014/2013).

Дополнительно хотим отметить, что Ответчик в рассматриваемом случае реализовал свое право на регистрацию в жилом помещении, принадлежащее ему на праве собственности в установленном законом порядке.

При регистрации по месту жительства лиц, не являющихся собственниками жилого помещения, необходимо наличие волеизъявления всех сособственников данного объекта на производство указанных действий, выраженное путем их письменного заявления (согласия) на регистрацию.

Показательным по данной правовой позиции является следующее гражданское дело. Так, Истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФМС по РО в регистрации <ФИО1> по месту жительства, обязании УФМС по РО зарегистрировать <ФИО1> по месту жительства.

Суть дела: Истец обратилась в ОУФМС России по РО в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о регистрации <ФИО1> по месту жительства. По результатам рассмотрения заявления о регистрации по указанному месту жительства, дан ответ о том, что зарегистрировать <ФИО1> по указанному адресу не представляется возможным в связи с непредставлением документов, подтверждающих владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности и отсутствием согласия всех совладельцев домовладения.

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований суд отметил, что Истец является собственником доли жилого дома. Собственником других долей вышеуказанного жилого дома являются <ФИО2> и <ФИО3>. Поскольку согласие всех сособственников жилого дома отсутствует, следовательно отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Истца об обязании ОУФМС России по РО в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону зарегистрировать <ФИО1> по месту жительства (Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 08 октября 2021 г. по делу N 33-11764).
Хотим отметить, что в соответствии со ст
. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

По смыслу данной статьи, для регистрации по месту жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности, необходимо наличие волеизъявления всех сособственников данного жилого помещения на осуществление данных действий, выраженное путем их письменного заявления (согласия) на регистрацию.

(!) Некоторые вопросы, связанные с регистрацией по месту жительства (пребывания) в отношении иностранных граждан.

Иностранный гражданин нарушил правила миграционного учета, введя в заблуждение органы миграционного учета относительно места проживания и был выдворен из РФ.

Так, иностранный гражданин обжаловал постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Суть дела: <ДАТА, ВРЕМЯ>, по адресу: <адрес 2> был выявлен гражданин Республики Узбекистан, который по прибытии на территорию Российской Федерации, направил уведомление в органы миграционного учета о то, что он будет проживать по адресу: <адрес 1>, тогда как фактически проживал по другому адресу: <адрес 2>. Инспектором ППМ ОУФМС России по г. Москве в ЦАО в отношении данного иностранного гражданина составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Дело передано в Басманный районный суд г. Москвы. Постановлением судьи Басманного районного суда г. Москвы гражданин Республики Узбекистан признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении жалобы иностранного гражданина суд, отметил, что <адрес 1> местом пребывания гражданина Республики Узбекистан не является. В то время последний выбрал себе местом пребывания <адрес 2>, где пребывал там нелегально, следовательно, осознавал противоправный характер своего поведения, предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий. Иностранный гражданин должен знать соответствующие компетентные государственные службы, разрешающие вопросы, связанные с его временным пребыванием на территории Российской Федерации, а также действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан (Решение Московского городского суда от 22 мая 2021 г. по делу N 7-906).

С данными выводами суда следует согласиться полностью т. к. в соответствии с ст. 20 Федерального закона РФ N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования не исключается возможность представления уведомления о прибытии в место пребывания непосредственно иностранным гражданином, и, вследствие этого, не возлагается обязанность представления упомянутого уведомления исключительно на принимающую сторону, что согласуется с требованием ст. 20 вышеназванного закона.

В рассматриваемом случае гражданин Республики Узбекистан нарушил правила миграционного учета, установленные ст.ст. 7, 14, 20 Федерального закона от 18 июля 2021 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и был совершенно законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Гражданин РФ, у которого проживает фактически иностранный гражданин, является принимающей стороной и обязан в свою очередь в течении 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина уведомить орган миграционного учета.
Показательным по данной правовой позиции является следующее гражданское дело.

Алексей Русин
юрисконсульт ООО «Мелт»
Источник: журнал «Управление персоналом»

Место жительства и пребывания: тонкости регистрации в России

Рассказываем, чем регистрация отличается от прописки, зачем и где нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Сегодня регистрация — дело совсем несложное, однако имеет немало тонкостей.

О том, чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, — в карточках «РБК-Недвижимости».

Прописка Что это такое

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 2021 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

В 2021 году ввели правило, согласно которому гражданин, покидающий свое место жительства более чем на полтора месяца, должен перед отъездом выписаться с жилплощади, подтвердив ее наличие на новом месте. Выписаться и прописаться человек обязан был в течение трех дней.

Постоянная регистрация Чем она отличается от прописки

В 2021 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что институт прописки ограничивает право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Еще три года ушло на обсуждение этой темы. Отменили прописку только в октябре 2021 года, когда вступил в силу Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Прописку заменила регистрация по месту жительства или, как ее еще называют, постоянная регистрация.

Главное отличие регистрации от прописки заключается в том, что она носит уведомительный характер. То есть гражданин России не обязан спрашивать разрешения властей на проживание в том или ином месте — он имеет право сам выбирать место жительства. Но он должен уведомить государство о том, где живет.

Эта регистрация — бессрочная, информация о ней заносится в паспорт в виде штампа. Поэтому до сих пор постоянную регистрацию многие по привычке называют пропиской. Зарегистрироваться постоянно можно либо на собственной жилплощади, либо на чужой, но с разрешения владельца помещения.

Временная регистрация Что это такое

По сути, это регистрация по месту пребывания. Ее нужно оформить, если гражданин намерен пробыть в каком-либо населенном пункте более 90 дней. При этом человек не теряет свою регистрацию по постоянному месту проживания.

Временная регистрация оформляется на определенный срок. Сейчас законом предусмотрен период от 90 суток до 60 месяцев (пяти лет). Она не отмечается в паспорте, вместо этого гражданину выдается на руки свидетельство с указанием адреса регистрации.

Необходимость Зачем вообще нужна регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг. Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Помещения Везде ли можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях).

Временная регистрация возможна также в апартаментных комплексах, гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Дачи Можно ли там зарегистрироваться по месту жительства

Да, с 1 января 2021 года это стало возможным. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2021 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна).

Без прописки Может ли у человека вообще не быть постоянной регистрации

Такие ситуации возможны. Например, если человек продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: