ФНС разъяснила вопрос налогообложения платежей за коммунальные услуги
Управлениям ФНС субъектов РФ было направлено Письмо ФНС России № СА-4-7/15613@ «О направлении обзора судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям», на которое рекомендовано опираться, принимая решения о необходимости оплаты налогов.
По общему правилу, если исходя из договорных обязательств, деятельность ТСЖ, ЖСК или УО по закупке коммунальных услуг является посреднической деятельностью, то налогооблагаемым доходом указанных организаций будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
При этом при квалификации договорных отношений необходимо обращать внимание не только на наименование и условия договора, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.
Также ФНС указывает, что если фактические обстоятельства хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика свидетельствуют о получении и последующем перечислении в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, то такой налогоплательщик выступает в имущественном обороте в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, то есть действует не в самостоятельных экономических интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирных домах.
Если ТСЖ, ЖСК не получает какую-либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за выполненные коммунальные работы (оказанные услуги) их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований относить данные денежные средства к доходам.
Такие выводы применимы и к налогообложению деятельности УО в случае отсутствия доказательств самостоятельного исполнения ими работ (услуг) либо поставки товаров, а также при отсутствии доказательств, подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг, товаров) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, не соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц (поставщиков).
ФНС России приходит к выводу, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Письмо отражает позицию ФНС России с неожиданной стороны. Ранее налоговые органы настаивали на обязанности УО/ТСЖ/ЖСК оплачивать налоги с платежей за коммунальные услуги, но многочисленная судебная практика по вопросу признания не подлежащими налогообложению средств, уплаченных собственниками за коммунальные услуги и содержание общего имущества, в итоге «убедила» государственный орган в том, что при отсутствии дохода платежи за жилищно-коммунальные услуги не всегда должны облагаться налогом.
Письмо Министерства Финансов РФ от 13 августа 2022 года
21.08.2022 | ФНС разъяснила вопрос налогообложения платежей за коммунальные услуги
ФНС России выразила свою позицию в отношении налогообложения платежей за коммунальные услуги и услуги по содержанию жилья, оплаченные потребителями в УО/ТСЖ/ЖСК.
13 августа 2022 года Управлениям ФНС субъектов РФ было направлено Письмо ФНС России № СА-4-7/15613@ «О направлении обзора судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям», на которое рекомендовано опираться, принимая решения о необходимости оплаты налогов.
По общему правилу, если исходя из договорных обязательств, деятельность ТСЖ, ЖСК или УО по закупке коммунальных услуг является посреднической деятельностью, то налогооблагаемым доходом указанных организаций будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. При этом при квалификации договорных отношений необходимо обращать внимание не только на наименование и условия договора, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.
Также ФНС указывает, что если фактические обстоятельства хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика свидетельствуют о получении и последующем перечислении в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, то такой налогоплательщик выступает в имущественном обороте в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, то есть действует не в самостоятельных экономических интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирных домах.
Если ТСЖ, ЖСК не получает какую-либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за выполненные коммунальные работы (оказанные услуги) их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований относить данные денежные средства к доходам.
Такие выводы применимы и к налогообложению деятельности УО в случае отсутствия доказательств самостоятельного исполнения ими работ (услуг) либо поставки товаров, а также при отсутствии доказательств, подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг, товаров) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, не соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц (поставщиков).
ФНС России приходит к выводу, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Письмо отражает позицию ФНС России с неожиданной стороны. Ранее налоговые органы настаивали на обязанности УО/ТСЖ/ЖСК оплачивать налоги с платежей за коммунальные услуги, но многочисленная судебная практика по вопросу признания не подлежащими налогообложению средств, уплаченных собственниками за коммунальные услуги и содержание общего имущества, в итоге «убедила» государственный орган в том, что при отсутствии дохода платежи за жилищно-коммунальные услуги не всегда должны облагаться налогом.
Скачать Письмо ФНС России от 13.08.2022 № СА-4-7/15613@ > > >
НДС и услуги ЖКХ: облагаются ли налогом коммунальные услуги
Вопрос, облагаются ли коммунальные услуги НДС, является актуальным для плательщиков и потребителей. Согласно нормативам НК, ЖКХ освобождаются от внесения сбора. При этом появляется вопрос, как уплачивается сбор, если управляющая компания работает на УСН, каким будет сбор при перевыставлении платежей арендатору.
Облагаются ли коммунальные платежи НДС
НДС – один из сборов, которым многие платежи облагаются – к таким относят покупку продуктов, некоторые работы. Сбор имеет значительное влияние на формирование бюджета страны, суть оплаты отражается в названии сбора – плательщик вносит процент с той цены, которая была добавлена продавцом дополнительно к себестоимости.
Согласно существующим законам, взнос рассчитывается и оплачивается производителем, продавцом, а также ИП. Согласно нормам законодательства, квартплата не включает НДС. Однако при ответе на вопрос, нужно ли платить НДС или нет, важно учесть, что
правило применимо, если услуги предоставляются товариществами собственников имущества, управляющими организациями и иными специализированными кооперативами.
Можно сделать вывод, что сбор не перечисляется при предоставлении работ управляющей компанией по той цене, которая соответствует показателям приобретения у компаний коммунального комплекса, поставщиков газа и электроэнергии. Не требуется выплачивать
налог на работы, имеющие связь с поддержанием недвижимости в хорошем состоянии, проведением ремонтных работ.
Если компания, которая предоставляет работы по содержанию помещений, используют упрощенный режим, не вносит НДС, то ей требуется обратиться в соответствующие органы, чтобы указывать тарифы, не включая эту выплату.
Что понимается под коммунальными платежами
В ЖКХ – оплату включаются взносы за содержание жилищной площади, ее ремонт, поддержание в хорошем состоянии. Также оплата включает работы, которые организуются в составленном договоре управления. Также жителям здания требуется вносить плату за воду, газ, отопление, что входит в оплату квартиры.
Есть и другие платежи – за работы, которые представляются не ЖКХ, а сторонними организациями, заключившими соглашение с владельцами недвижимого имущества. К таким услугам относят телевидение, интернет и т.д.
К работам относят, в том числе облагораживание участков возле дома, транспортировку мусора, уборку на придомовой территории, поддержание безопасности дома и пространства возле него, выполнение планового или внепланового ремонта. При расчете учитываются тарифы, установленные региональными органами власти.
НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору
Популярен вопрос, как рассчитывать НДС на коммунальные услуги, если организация на ОСН сдает в аренду недвижимость, не предназначенную для жилья, при этом по договору организации возмещаются платежи. Чтобы определить возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость, нужно изучить положения НК РФ.
Согласно статье 146 НК РФ, облагаются НДС товары или работы, реализованные в РФ. Согласно статье 39, реализацией товаров или работ признается передача на возмездной основе права собственности на товары. При выполнении операций по продаже плательщики сбора выставляют счета-фактуры.
Так как организация не реализует работы ЖКХ арендатору, по мнению экспертов, выставление счета-фактуры по данной услуге не требуется, и возмещение расходов арендодателя по уплате взносов не будет реализацией. Важно, что сумма возмещения по этим платежам не считается доходом, выручки лицо не имеет от данных операций. Поэтому процедура не облагается взносом.
На практике могут быть оформлены разные варианты арендных отношений. Согласно законам, арендатор должен поддерживать состояние недвижимого имущества, выполнять ремонтные работы, оплачивать содержание помещения. Расходы на услуги ЖКХ являются убытками на обеспечение деятельности арендатора и вносятся за его счет.
Формирование цены на ЖКУ
Вопрос, из чего складывается цена на ЖКУ с НДС, что является базой налогообложения, актуален для населения. В состав платежа ЖКХ включены услуги по содержанию и ремонту помещений, использование таких ресурсов, как вода, газ, электричество, а также
прочие позиции, например, интернет.
Плата за содержание помещений включает уборку во дворе, вывоз мусора, ремонтные работы, в том числе косметические, чистку помещений и т.д. При расчете оплаты чаще всего используются тарифы, установленные органами государственной власти.
В услуги входит подача воды, газа, электрической энергии, тепла, отведения воды. Тарифы представляют собой установленную стоимость за 1 единицу ресурса. Итоговая стоимость зависит от наличия или отсутствия счетчиков. Если учетных приборов нет,
плата за ресурс начисляется согласно нормативам, если они есть, учитывается показатель индивидуального потребления.
Квартплата: система налогообложения в соответствии со структурой
При расчете квартплаты популярен вопрос, облагаются ли НДС коммунальные взносы. Плата за использование жилого помещения включает внесение средств по ремонту здания, проведение капитальных изменений, отдельно происходит взнос по коммунальным платежам.
Согласно законам физические и юридические лица должны своевременно вносить плату за жилье. Для нанимателей и собственников жилья структура оплаты имеет различия. Взнос для нанимателей содержит плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные платежи.
Собственники обязаны оплачивать ремонт и содержание помещений, оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт. При этом не нужно внесение средств за наем.
Проблема, облагается ли НДС коммунальные платежи, часто встречается. Данный счет включает внесение средств за использование воды, электричества, газа и т.д.
Исполнителем коммунальных услуг может быть юрлицо с любой ОПФ. Расчетный период для внесения средств составляет 1 месяц. Согласно НК, плата освобождается от налогообложения НДС. Реализация ремонтных работ общего имущества освобождается от внесения платежа.
Подборки из журналов бухгалтеру
Источник: http://www.klerk.ru/buh/
На основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями. Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Таким образом, освобождение от НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам.
При этом освобождение от НДС коммунальных услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, статьей 149 НК не предусмотрено.
Учитывая изложенное, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) исчисление НДС не производится.
Например, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу управляющей организации, то УК предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (предположим, 100 руб. и 18 руб. — сумма НДС), которая учитывается у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 118 руб. с учетом НДС.
Кроме того, необходимо учитывать, что управляющая организация вправе отказаться от освобождения от налогообложения операций, указанных в пункте 3 статьи 149 НК.
В этом случае если управляющая организация отказалась от применения освобождения, то к оплате потребителям предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС (например, тариф 100 руб. без НДС и 18 руб. — сумма НДС, что в итоге также составляет 118 руб., в том числе НДС 18 руб.).
Такие разъяснения дала ФНС в письме № СД-19-3/197 от 27.12.16.