Статья 70 ЗК РФ. Государственный кадастровый учет земельных участков

Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

СТ 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Статье 70 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья носит отсылочный характер, указывая, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Данный Закон, вступающий в силу с 1 января 2021 г., призван решить задачу объединения двух государственных ресурсов — Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. При этом в результате такого слияния образуется Единый государственный реестр недвижимости, представляющий собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий из:

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Данный Закон устанавливает единые правила при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.

В то же время обратим внимание, что с 1 января 2021 г. Федеральный закон от 24 июля 2021 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не признается утратившим силу. Его действие продолжается с новым наименованием и новым предметом правового регулирования. С указанного времени положения данного Закона будут посвящены исключительно кадастровой деятельности, что нашло отражение и в его новом наименовании — «О кадастровой деятельности».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Под ведением государственного кадастра недвижимости понимается деятельность органа кадастрового учета по внесению записей об объектах кадастрового учета в реестр объектов недвижимого имущества, присвоению кадастровых номеров объектам недвижимости, информационному взаимодействию, при котором в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, предоставленные органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2021 г. N 42.

Таким образом, основной целью государственного кадастрового учета земельных участков является подтверждение существования земельного участка в качестве уникального объекта, имеющего признаки, позволяющие его отличить от других объектов недвижимости. Кроме того, государственный кадастр недвижимости призван подтвердить прекращение существования земельного участка, например в случае его раздела и образования новых земельных участков (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

В Концепции развития гражданского законодательства указывалось на необходимость сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет, что лишний раз подчеркивает значимость государственного кадастрового учета не только для того, чтобы отличать конкретный земельный участок от любых других, но и чтобы его индивидуализировать как объект права собственности.

Хотя существующее определение земельного участка, предусмотренное п. 3 ст. 6 ЗК РФ, не в полной мере соответствует Концепции развития гражданского законодательства, в целом можно отметить, что это определение опирается на основные принципы ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывающие на необходимость наличия характеристик, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Подобное мнение поддерживается и в литературе. Так, например, М.Ю. Тихомиров отмечает, что «…на практике следует иметь в виду, что для того, чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 ЗК РФ» <1>. Также отмечается, что в результате государственного кадастрового учета земельных участков происходит индивидуализация земельного участка как объекта права <2>.
———————————
<1> Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков гражданам: новые правила. Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014.

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (под ред. П.В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2007.

<2> Комментарий Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под ред. П.В. Крашенинникова // Семейное и жилищное право. 2008. N N 4, 5, 6; 2009. N N 2, 3, 4, 5.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка, т.е. тем самым характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, относятся: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ, площадь земельного участка. Прочие характеристики, в том числе адрес, разрешенное использование, категория земель и т.д., относятся к числу дополнительных сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке.

Значимость государственного кадастрового учета земельного участка для формирования земельных отношений трудно переоценить. Так, например, положения главы V.1 указывают, что предоставлению земельного участка всегда предшествует его государственный кадастровый учет. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 6 этой же статьи предусматривается, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположены этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем государством кадастровому учету придается еще более значимый характер, не ограничивающийся только индивидуализацией объектов недвижимости. Так, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2021 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2021 г. N 1101-р, указано, что развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

По общему правилу для целей осуществления государственного кадастрового учета требуется межевой план, подготовленный кадастровым инженером. Согласно статье 22 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части (частях) земельного участка или новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Исключением из общего правила, при котором подготовка межевого плана не требуется, является возможность осуществления государственного кадастрового учета на основании предусмотренной Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте.

Согласно ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях государственного кадастрового учета земельного участка наряду с соответствующим заявлением заинтересованному лицу требуется представить межевой план земельного участка. Требования к межевому плану земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2021 г. N 412.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 70 ЗК РФ. Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Вернуться к оглавлению документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 70 ЗК РФ

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2021 г., призван решить задачу объединения двух государственных ресурсов — Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. При этом в результате такого слияния образуется Единый государственный реестр недвижимости, представляющий собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий из:

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единые правила при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.

Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Ст. 70 ЗК РФ

С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков с 1 марта 2021 года должен осуществляться в порядке, установленном данным Законом.

Согласно статье 13 указанного Закона, государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

При этом реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

В отличие от положений ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 13 «Состав документов государственного земельного кадастра»), в государственном кадастре недвижимости не выделены основные, производные и вспомогательные документы. В то же время в состав государственного кадастра объектов недвижимости включаются документы, сходные с теми, что были предусмотрены законодательством для ведения государственного земельного кадастра.

Напомним, что ст. 13 ФЗ «О государственном земельном кадастре» определено, что к основным документам государственного земельного кадастра были отнесены: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Той же статьей ФЗ «О государственном земельном кадастре» к вспомогательным документам государственного земельного кадастра были отнесены книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам государственного земельного кадастра отнесены, в свою очередь, документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 — 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 — 20 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 того же Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 — 17 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, в качестве основания осуществления кадастрового учета объекта недвижимости определены действия по образованию и созданию такого объекта. Существенная разница между терминами «образование» и «создание» в данном случае отсутствует. С правовой точки зрения речь идет о юридически обоснованных способах возникновения объектов недвижимости как особых объектах правовых отношений. В то же время в праве чаще ведется речь об образовании земельных участков и создании объектов капитального строительства — зданий, строений и сооружений. Недвижимое имущество, чтобы быть объектом кадастрового учета, как правило, должно быть создано (образовано) как материальный объект по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Так, возведение объектов капитального строительства должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области строительства. Определенные требования по образованию земельного участка установлены законодательством о землеустройстве (Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»), кроме того, настоящим Федеральным законом установлены положения о содержании и порядке подготовки межевого плана земельного участка. Но постановка на кадастровый учет может быть осуществлена и в отношении фактически существующих объектов недвижимости, происхождение которых не выяснено либо создание которых не соответствует требованиям законодательства. По сути дела, право учитывает различные жизненные обстоятельства, которые рассматриваются как юридические факты, в результате которых возникло то или иное недвижимое имущество. Но одного юридического факта возникновения недвижимости для постановки на кадастровый учет недостаточно, поскольку при постановке объекта на кадастровый учет заявителем должны быть предъявлены доказательства правомерности владения им. В том числе и поэтому статьей 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости в перечне документов, обязательных для предъявления в целях постановки объекта на кадастровый учет, указаны такие документы, как копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, а также копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя.

Правомерность владения признается или восстанавливается в зависимости от конкретных юридических обстоятельств. Например, статьей 222 ГК Российской Федерации установлены основания и процедуры признания прав лица на самовольную постройку. Согласно указанной статье ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Таким образом, в случае признания судом права собственности на самовольную постройку в кадастровые органы должна быть представлена копия судебного решения. Признание права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке осуществляется в связи с реализацией норм Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Согласно нормам этого Закона создание (строительство) объектов недвижимости, имеющих, как иногда говорят, потребительское значение (садовые, дачные дома, гаражи, индивидуальные жилые дома), подтверждается:

— для объекта индивидуального жилищного строительства — техническим паспортом и разрешением органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию или, в случае если такой объект является объектом незавершенного строительства, — разрешением на строительство или декларацией о таком объекте недвижимости;

— для гаража или иного объекта недвижимого имущества, расположенного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) — декларацией о таком объекте недвижимого имущества.

Поскольку этот вопрос Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости специально не решает, считаем, что данные документы могут быть представлены не только для государственной регистрации права собственности на перечисленные объекты, но и для постановки этих объектов на кадастровый учет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: