Какими должны минимальные размеры земельных участков в РФ
Действующее законодательство устанавливает множество правил, в соответствии с которыми осуществляется предоставление и владение земельными участками.
Многие граждане часто не знают о том, какие требования устанавливаются различными нормативными актами и что нужно учитывать для того, чтобы отстаивать свои права.
В частности, полезно знать о том, какой предусмотрен минимальный размер земельного участка под ИЖС или для ведения какой-либо деятельности.
Нормативные акты и градостроительный регламент
Под санитарным минимумом на сегодняшний день предусматривается определенный фактор, в соответствии с которым земли можно будет отнести или не отнести к категории делимых. Данный норматив устанавливается нормами, прописанными в Законе №136-ФЗ, принятом 25 октября 2022 года.
Региональным властям в соответствии с действующим законодательством предоставляется возможность внесения корректировок в минимальные размеры площадей, но сделать это можно только в сторону увеличения.
В ведении муниципальных органов на сегодняшний день присутствует определение требуемых площадей для различных земельных участков, Которые предоставляются гражданам из перечня земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, используемые под всевозможные сады, огороды или подсобное хозяйства.
Деятельность исполнительных комитетов в любом случае должна осуществляться в соответствии с нормами, прописанными в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Минимальный размер земельного участка
Точные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, являются разными в зависимости от того, в каком именно регионе собирается действовать определенный гражданин. Причина этого заключается в том, что нормативы устанавливаются региональным законодательством, которое отличается в каждом отдельном регионе.
При этом отдельное внимание следует уделить тому, что вне зависимости от обстоятельств региональные нормативные акты не могут никоим образом противоречить нормам, прописанным в Конституции и Федеральном законодательстве.
В преимущественном большинстве случаев минимальный размер участка, предназначенного для строительства собственного жилого дома, составляет не менее трех соток, но в любом случае данная норма является индивидуальной и в некоторых регионах может превышать в несколько раз указанный показатель. Именно по этой причине лучше всего предварительно обратиться в соответствующие государственные органы и узнать о том, какая именно минимальная площадь предусматривается на территории того или иного региона.
Под ИЖС | Как говорилось выше, минимальная площадь участка устанавливается в соответствии с региональным законодательством отдельного субъекта, так как использование стандартного подхода по отношению к земельным участкам по всей территории России было бы просто нецелесообразным. Стандартно под жилищное строительство предоставляются земельные участки, имеющие площадь не менее трех соток. |
Для садоводства |
В соответствии с нормами, прописанными в Земельном кодексе, на сегодняшний день предусматриваются следующие показатели минимальных площадей земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам из различных муниципальных или государственных наделов для ведения садоводческой деятельности:
В соответствии с действующим законодательством перед тем, как проводить разграничение государственной собственности, безвозмездная передача земельных участков будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством. Таким образом, определенный земельный участок могут предоставить гражданам только один раз. |
При межевании или разделе |
|
Сельскохозяйственного назначения | В данном случае также все зависит от особенностей регионального законодательства. Таким образом, к примеру, в Москве минимальные размеры таких земельных участков устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства №3/59-П, которое было опубликовано 28 мая 2022 года.
|
Под ЛПХ |
|
Вновь образуемого |
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам |
Под многоквартирными домами |
|
Судовая практика
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» принял решение об отказе в предоставлении регистрационных услуг и постановке на учет определенного объекта недвижимости, основываясь на нормах, указанных в пункте 2 статьи 27 Закона о кадастре, а также в Законе Нижегородской области №58-3, принятом 14 июля 2022 года.
На основании решения суда первой инстанции заявитель получил отказ в удовлетворении указанных требований, в связи с чем подал апелляционную жалобу с требованием об отмене решения суда первой инстанции.
В конечном итоге суд апелляционной инстанции вернул указанное дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, но при этом дал собственные разъяснения касательно того, что нормы, которые были указаны данным филиалом в процессе принятия решения об отказе, могут применяться в процессе предоставления земельных участков физическим лицам в собственность из тех территорий, которые находятся в собственности государственных или муниципальных органов. Таким образом, их нельзя использовать в том случае, если передается земельный участок, являющийся собственностью граждан.
При этом в другом деле суд апелляционной инстанции принял противоположную позицию, в связи с чем можно отметить, что какой-либо единой судебной практики по использованию законодательных норм при определении минимальных размеров земельных участков на данный момент еще не сформировалось, в связи с чем конечный результат может непосредственно зависеть от особенностей рассматриваемого дела и того, в каком суде оно рассматривается.
Участок ЛПХ — это личное подсобное хозяйство, которое не предназначено для возведения построек и зданий.
Что такое регистрация права собственности на участок — читайте более подробно в этой статье.
Правила оформления земельного участка указаны тут.
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
19 Ноября 2022
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
Что такое предельные размеры земельных участков?
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) — нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).
Они применяются
- при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
- при разделе участков
- при выделе наделов из общедолевой собственности
Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:
- минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
- зданий
- строений
- сооружений
Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:
- земельным и градостроительным законодательством
- Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)
В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.
Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.
Участки у озера. Суперцена в ноябреУчастки в Приозерском районе от 990 т.р. Коммуникации. Рядом озеро и лес. Рассрочка!Узнать большепобережье78.рфЯндекс.Директ
Размеры минимальных и максимальных площадей участков
Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:
- вводятся градостроительные регламенты
- устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
- минимальные и максимальные площади ЗУ
Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:
- при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
- при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
- для ИЖС
- для огородничества
- для садоводства
- для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
- для животноводства
- для иных целей
- о возможности раздела участков
- о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
- при разделе и объединении ЗУ
- при перераспределении ЗУ
- садоводство
- овощеводство
- цветоводство
- виноградарство
- семеноводство
- птицеводство
- пчеловодство
- товарное рыбоводство
- другая деятельность
- невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).
Если площадь участка не соответствует предельным нормам
Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.
При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:
- на фактическую площадь ЗУ
- на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН
При этом фактическая площадь не должна быть:
- выше предельного максимального размера ЗУ
- меньше минимального размера
В случаях когда происходит превышение:
- фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
- фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%
единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.
Просто «прирезать» избыток не получится.
Заказать межевой план со скидкой!Оформление межевого плана без посредников. Выезд на объект бесплатно!Узнать больше kadastrovy-inzhener.ru
2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…
К участкам:
- формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
- выкупаемым для государственных или муниципальных нужд
требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.
Они необходимы для размещения:
- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
- линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
- объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:
- утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
- материалов предварительного согласования мест размещения объектов
- документов территориального планирования
- документов по планировке территории и землеустроительных материалов
3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах
Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные
- в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
- в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)
В Приморском городском поселении:
- для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
- минимальный размер:
- 0.05 га — в границах населённого пункта
- 0.03 га — за чертой населённого пункта
- 0.25 га — в границах населённого пункта
- 0.5 га — за чертой населённого пункта
- минимальный размер — 0.06 га
- максимальный размер:
- 0.25 га
- 0.35 га — для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
- минимальный размер — 0.2 га
- максимальный размер — 1 га
В Копорском сельском поселении:
- для ведения ЛПХ:
- минимальный размер:
- 0.05 га — в границах населённого пункта
- 0.03 га — за чертой населённого пункта
- 0.25 га — в границах населённого пункта
- 0.5 га — за чертой населённого пункта
- минимальный размер — 0.05 га
- максимальный размер — 0.25 га
Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселениях зависят:
- от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
- от численности и плотности населения
- от направлений и перспектив использования земель
- от востребованности участков того или иного назначения
- от многих других факторов
Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов
Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:
- Земельный кодекс РФ
- Градостроительный кодекс РФ
- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
- Законы субъектов РФ
Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге
Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)
В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:
- градостроительные регламенты
- временные регламенты застройки земельных участков
не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:
- для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома — 300 м2
- для ведения садоводства — 200 м2
- для ведения огородничества — 200 м2
- для размещения индивидуальных гаражей — 18 м2
- для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества — 5 м2
Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области
В условиях, действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно — через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации
В муниципальных образованиях Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:
- Законом ЛО № 83-оз
- участки для садоводства
- минимальный размер — 0.05 га
- максимальный размер — 0.12 га
- минимальный размер — 0.01 га
- максимальный размер — 0.10 га
- минимальный размер — 0.01 га
- максимальный размер — 5.0 га
- Законом ЛО № 145 оз
- участки для ведения ЛПХ:
- максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан — 0.99 га
- минимальный размер — 0.10 га
- максимальный размер — 0.25 га
- минимальный размер — 0,06 га
- максимальный размер — 0.25 га
- Законом ЛО № 118 -оз
- участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
- предельный максимальный размер — 50 га
- предельный минимальный размер — 1 га
Примечание:
минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):
- садоводство
- овощеводство
- цветоводство
- виноградарство
- семеноводство
- птицеводство
- пчеловодство
- товарное рыбоводство
- другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции