Статья 44 ЗК РФ. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

СТ 44 ЗК РФ

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Комментарий к Статье 44 Земельного кодекса РФ

Приведенный в статье перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки в целом соответствует норме ст. 235 ГК РФ об общих основаниях прекращения права собственности. Однако в ГК РФ упоминается также о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения имущества — по отношению к земле такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает. Кроме того, в упомянутой статье ГК РФ названа возможность установления законодательством иных случаев утраты права собственности на имущество. ЗК РФ такой возможности не предусматривает. Таким образом, установленный им перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

Условия и порядок отчуждения собственником земельного участка регламентированы ст. 52 ЗК РФ; отказа лица от права на земельный участок — ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ним).

Принудительное лишение собственника земельного участка возможно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Статья 235 ГК РФ предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме следующих случаев:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам.

По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ); гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ); юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).

Право собственности на имущество (в том числе земельный участок), на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество;

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

Так, ст. 5 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлена обязанность собственника произвести отчуждение оказавшихся в его собственности по допускаемым законом основаниям (например, по завещанию) земельного участка или доли в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, если это влечет нарушение установленных законодательством требований. Такие требования установлены ст. ст. 3 и 4 указанного Федерального закона. В соответствии с ними, в частности, участок сельскохозяйственных земель не может быть меньше установленного размера; в собственности одного лица и его родственников не могут находиться земельные площади в пределах одного района больше установленного размера; иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут иметь в собственности земли сельхозназначения. Если земельный участок (или доля) были приобретены еще до принятия рассматриваемого Федерального закона, они должны быть отчуждены в течение года с момента вступления его в силу; если они приобретены после вступления этого Федерального закона в силу, то в течение года со дня возникновения права собственности либо момента, когда собственник узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые повлекли нарушение Закона;

3) выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, условия, основания и порядок которого регламентированы нормами главы VII.1 ЗК РФ;

4) реквизиция (см. комментарий к ст. 51 ЗК РФ);

5) конфискация (см. комментарий к ст. 50 ЗК РФ);

6) отчуждение имущества, в том числе земельного участка, в случаях: выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре в силу п. 4 ст. 252 ГК РФ, решения суда о признании права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором эта недвижимость расположена, в силу п. 2 ст. 272 ГК РФ;

7) изъятие у собственника земельного участка при ненадлежащем использовании этого участка в случаях:

— если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Данная норма содержится в ст. 285 ГК РФ;

— если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

В ЗК РФ подробно регламентируется порядок изъятия в двух последних случаях земельных участков у владельцев, пользователей и арендаторов (ст. ст. 45 — 47), о собственниках же специально не упоминается. А ст. 286 ГК РФ, посвященная порядку изъятия у собственника земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, отсылает к земельному законодательству в части определения органов, уполномоченных принимать решения о таком изъятии, а также установления порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственника о допущенных нарушениях. Поскольку специальных норм в отношении процедуры лишения права собственности на земельный участок при нарушениях земельного законодательства не установлено, следует ориентироваться на нормы ст. 54 ЗК РФ, устанавливающие такую процедуру в отношении землевладельцев и землепользователей (см. комментарий к этой статье). В частности, к лишению права собственности вполне применимы нормы об обязательности предварительного административного воздействия на нарушителя, о форме предупреждения о нарушении, выносимого органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, с установлением срока для устранения нарушения.

Кроме того, земельный участок, как и иное имущество, может быть обращен по решению суда в доход государства, если в отношении его не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы либо в соответствии с законодательством РФ о противодействии терроризму не представлены сведения, подтверждающие законность приобретения этого участка (подп. 8, 9 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Наконец, прекращение прав собственности на землю может произойти в результате приватизации и национализации.

При приватизации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, и по решению самого собственника, т.е. государства, муниципальных образований, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством. Так, в ходе земельной реформы были приватизированы земли, занимаемые сельскохозяйственными предприятиями, т.е. они переданы в собственность коллективов этих предприятий бесплатно. В настоящее время земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность бесплатно (например, крестьянским хозяйствам) или проданы гражданам и юридическим лицам.

Однако в соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ.

При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ (см. также: Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014; Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002).

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Комментарий к Ст. 44 ЗК РФ

Данной статьей установлены основания прекращения права собственности как по воле собственника, так и в принудительном порядке.

Это соответствует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК, согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права собственности; в) гибели или уничтожении имущества; г) утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки. Особенности заключения сделок с земельными участками определены ст. ст. 27, 37, 38 ЗК (см. комментарии к ним) и иными земельно-правовыми актами.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

При этом та же статья ГК лежит в основе нормы комментируемой статьи о том, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу.

В соответствии с упомянутой выше ст. 235 ГК принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам.

При этом изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором (ст. 237 ГК). Право собственности на земельный участок, на который обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество;

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) реквизиция земельного участка;

4) конфискация земельного участка;

5) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293 ГК.

Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмещением их стоимости и других убытков в порядке, установленном ЗК и ст. 306 ГК.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 ЗК и комментарий к ней).

Статья 238 ГК устанавливает особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать. Это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании данного Кодекса из оборота.

В соответствии с той же ст. 238 ГК в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Согласно общим правилам (ст. 239 ГК) в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Статья 44 ЗК РФ. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая статья содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок — в отличие от ст. 235 ГК РФ, п. 1 которой, содержащий более общий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, указывает на то, что законодательством могут быть установлены иные случаи утраты права собственности. Таким образом, в отношении земельных участков федеральным законом не могут быть введены какие-либо иные основания прекращения права собственности на них.

Кроме того, названная статья ГК РФ упоминает о таком случае прекращения права собственности на имущество, который неприменим по отношению к земле и потому не воспроизводится Земельным кодексом, а именно гибель или уничтожение имущества. На земельном участке может быть уничтожен плодородный слой почвы, земля может быть захламлена, испорчена, но она не исчезает: непригодный для использования по изначальному целевому назначению участок может быть восстановлен или использован в других целях <1>.

———————————

<1> Впрочем, существуют более сложные с правовой точки зрения случаи: например, если земельный участок ушел под воду (затоплен в результате повышения уровня моря или в результате человеческой деятельности, такой как строительство водохранилища). Земля, конечно, при этом никуда не пропадает — она становится дном водоема и с точки зрения земельного права должна перейти в категорию земель водного фонда, но непосредственно данного земельного участка уже не существует — на землях, покрытых поверхностными водами, земельные участки не выделяются (см. ст. 102 ЗК РФ).

Таким образом, право собственности прекращается либо в соответствии с добровольным волеизъявлением собственника — при отчуждении земельного участка или отказе от него (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 ЗК РФ) либо в силу принудительного изъятия земельного участка.

К случаям добровольного отчуждения, по сути, относится и приватизация земли, когда государство как собственник передает (бесплатно или за плату) принадлежащие ему земельные участки в собственность граждан или юридических лиц. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Однако приватизация земли в нашей стране регулировалась и регулируется в основном не законами о приватизации, а иными нормативными правовыми актами. Так, в ходе земельной реформы порядок осуществления приватизации земли устанавливался как законами, так и указами Президента России и постановлениями Правительства РФ <1>. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2022 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» <2> не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяет ст. 28 ЗК РФ (см. комментарий), в соответствии с которой, в частности, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных как ЗК РФ, так и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ряд вопросов приватизации земельных участков регулируют, в частности, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

———————————

<1>

См., напр.: Закон РСФСР от 23 ноября 2022 г. N 374-1 «О земельной реформе», Закон РФ от 23 декабря 2022 г. N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указы Президента РФ от 27 декабря 2022 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации», от 2 марта 2022 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

<2> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Случаи же принудительного лишения права собственности на земельный участок ограничены прежде всего исчерпывающим перечнем оснований принудительного изъятия имущества у собственника, которые установлены ст. 235 ГК РФ. Из перечисленных в данной статье к основаниям прекращения права собственности на земельные участки не относятся случаи отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; применения последствий утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком в порядке ст. 272 ГК РФ; прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение в порядке ст. 293 ГК РФ.

Отдельные статьи в Земельном кодексе, так же как и в Гражданском кодексе, посвящены таким основаниям прекращения права собственности, как реквизиция, конфискация, выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (см. комментарий к ст. ст. 49 — 51 настоящего Кодекса).

Что же касается изъятия имущества, используемого с нарушением законодательства, то по отношению к земельным участкам ГК РФ применяет более широкое понятие — изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, в которое входят как изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, в соответствии со ст. 285 ГК РФ, так и изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, в соответствии со ст. 284 ГК РФ.

Согласно первой из названных статей земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Во втором случае земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства, может быть изъят у собственника, если он не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование).

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ, а конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д. Категория земель указывается в документах о предоставлении земельных участков, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в договорах, предметом которых выступает земельных участок, в документах государственного земельного кадастра и иных документах (ст. 8 ЗК РФ).

Федеральный закон об охране окружающей среды определяет вред окружающей среде как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Негативными последствиями хозяйственной деятельности, причиняющими вред земле как объекту природы, могут быть, в частности, деградация, загрязнение, захламление, отравление, порча земли, уничтожение ее плодородного слоя. Согласно Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. Приказом Минприроды России от 25 мая 2022 г. N 160 <1>, под загрязнением земель понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы, характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями; загрязнение земель применяемыми в сельском хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

———————————

<1> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 9.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — это частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, выявленных антропогенными и природными факторами. Оно характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. Состояние природного объекта, в том числе земли, определяется с учетом установленных нормативов качества окружающей среды. В отношении сельскохозяйственных земель существуют специальные показатели, такие как плодородие. Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2022 г. N 154 <1>. Такие показатели определяются на основе проводимых агрохимических, фитосанитарных, эколого-токсикологических и иных обследований земель сельскохозяйственного назначения.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 963.

Оценка причиненного вреда производится по нормативам, устанавливаемым актами экологического законодательства. Так, Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2022 г. N 545 (в ред. от 16 июня 2022 г.) <1>.

———————————

<1> САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 330.

Статьей 49 Федерального закона об охране окружающей среды установлена обязанность юридических и физических лиц выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и принимать меры по предупреждению их негативного воздействия; запрещено применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду. Такие правила закреплены в Федеральном законе от 19 июля 2022 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 29 июня 2022 г.) <1> и нормативных актах, принятых в его развитие. Все пестициды и агрохимикаты в нашей стране должны проходить обязательную государственную регистрацию; при их реализации продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке, хранении и тарной этикеткой. Пользователи обязаны соблюдать эти рекомендации. Согласно названному Закону хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается только в специализированных хранилищах; запрещается бестарное хранение пестицидов. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами направлен письмом Роскомзема N 61-5678 и Минприроды России N 04-25 от 27 декабря 2022 г. Он устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Определение степени загрязнения осуществляется в соответствии с нормативами, которые содержатся в приложении к этому документу: это предельно допустимые концентрации химических веществ в почвах, предельно допустимые концентрации органических соединений в почвах, ориентировочно допустимые концентрации пестицидов в почвах, показатели уровня загрязнения земель химическими веществами и др. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель.

По поводу порядка изъятия у собственника земельного участка ввиду его ненадлежащего использования ГК РФ в ст. 286 устанавливает, что, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов; при несогласии собственника земельного участка с решением об изъятии орган, принявший такое решение, может предъявить требование о продаже участка в суд. В отношении же определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях данная статья отсылает к земельному законодательству. В Земельном кодексе РФ условия и порядок изъятия земельных участков у лиц, не являющихся собственниками земли, определены в ст. 54 (см. комментарий). Кроме того, в отношении изъятия сельскохозяйственных земель действует с п. 3 ст. 6 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании, повлекшем причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, направляется органом государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Земельный кодекс не посвящает специальных статей следующим основаниям прекращения права собственности на земельные участки:

национализации;

обращению взыскания на земельный участок;

отчуждению земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

выплате одному из сособственников стоимости его доли в праве общей собственности на земельной участок при невозможности реального выдела ее.

Национализация представляет собой обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. При этом должно производиться возмещение стоимости имущества и других убытков в порядке ст. 306 ГК РФ.

Национализация имущества, и в том числе земли, осуществляется только на основании специального закона. В нашей стране национализация земли проводилась после Октябрьской революции 2022 г. В соответствии с п. 3 ст. 25 комментируемого Кодекса земельные участки, которые были национализированы до 1 января 2022 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их национализации, возврату не подлежат, и не подлежит возмещению или компенсации их стоимость. В некоторых странах постсоветского пространства (например, странах Балтии) законодательство предусматривает реституцию — возврат национализированной в советский период недвижимости бывшим собственникам.

Порядок обращения взыскания на имущество по обязательствам регулируется гражданским законодательством. В соответствии со ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ). Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания). Другими федеральными законами могут быть установлены иные особенности порядка обращения взыскания на земельный участок. Например, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 2022 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» <1> (п. 3 ст. 68) не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата.

———————————

<1> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

Примером принудительного отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, является установленная ст. 5 Федерального закона об обороте сельхозземель обязанность лица, у которого в собственности на законных основаниях оказались земельные участки или земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, и это нарушает требования ст. ст. 3 и 4 этого Закона об ограничениях права собственности на такие земли, произвести отчуждение земельного участка или земельной доли. Если участок в установленный срок собственником не отчужден, орган государственной власти субъекта РФ обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении его к продаже земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

Что касается выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре в силу п. 4 ст. 252 ГК РФ, то по отношению к земельным участкам наиболее распространенная ситуация — это компенсация стоимости доли земельного участка, причитающейся члену фермерского хозяйства, выходящему из состава хозяйства, поскольку земельный участок крестьянского хозяйства по закону разделу не подлежит.

В комментируемой статье указывается, что прекращение права собственности на землю осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Однако необходимо иметь в виду, что земельным законодательством закреплены многие существенные особенности применения этого порядка. Так, ЗК РФ регламентирует в ст. 52 порядок отчуждения собственником земельного участка, в ст. 53 — порядок отказа собственника от своего участка; Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст. 8 определяет порядок осуществления купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Эти особенности будут рассмотрены ниже.

Энциклопедия судебной практики. Основания прекращения права собственности на земельный участок (Ст. 44 ЗК)

  • Энциклопедия судебной практики. Основания прекращения права собственности на земельный участок (Ст. 44 ЗК)
  • 1. Основания прекращения права собственности на земельные участки определены нормами гражданского и земельного законодательства
  • 2. Статья 44 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки
  • 3. Граждане могут быть лишены прав на земельные участки только по основаниям, предусмотренным ст. 44 ЗК РФ, либо в результате оспаривания права собственности в судебном порядке
  • 4. Принудительное изъятие земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на земельный участок
  • 5. Принудительное прекращение прав на землю возможно только на основании судебного решения
  • 6. Решение органа местного самоуправления не может служить основанием прекращения права собственности на земельный участок
  • 7. Переход права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, не является основанием прекращения права собственности на этот участок
  • 8. Переход права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, является основанием прекращения права собственности на этот участок

  • 9. Законом не предусмотрена возможность прекращения права собственности на земельный участок под жилым домом в связи с изменением статуса объекта недвижимости
  • 10. Образование за счет существовавшего земельного участка нового участка не является основанием прекращения права собственности

  • 11. Снятие земельных участков с кадастрового учета не влечет прекращения права собственности на них
  • 12. Отсутствие согласования границ участка не является основанием для прекращения права собственности на часть участка

  • 13. Неиспользование собственником земельного участка по назначению не является основанием прекращения права собственности на этот участок
  • 14. В случае ненадлежащего использования земельного участка право собственности на него может быть прекращено в судебном порядке
  • 15. Смена собственника объекта недвижимости не является основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на земельный участок

Энциклопедия судебной практики
Основания прекращения права собственности на земельный участок
(Ст. 44 ЗК)

2. Статья 44 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки

Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07 мая 2022 г. по делу N 33-9903/2015

Согласно статье 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, отсутствуют основания для лишения землепользователя права собственности на земельный участок, поскольку исчерпывающий перечень оснований указан в приведенной норме земельного законодательства, о чем обоснованно указано в обжалуемом решении суда.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 февраля 2022 г. по делу N 33-1/14

В статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки. В соответствии с названной нормой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

3. Граждане могут быть лишены прав на земельные участки только по основаниям, предусмотренным ст. 44 ЗК РФ, либо в результате оспаривания права собственности в судебном порядке

Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 06 августа 2022 г. по делу N 33-6774/2012

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований путем прекращения права пользования на часть земельного участка, истребовании части земельного участка из незаконного владения, тем самым восстановив право истицы на принадлежащей ей земельный участок.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности прекращения права собственности на земельный участок по иным не предусмотренным ст. 44 ЗК РФ основаниям судебная коллегия находит необоснованными, поскольку нарушенное право истицы в данном случае не может быть восстановлено другим способом.

8. Переход права собственности на недвижимость, находящуюся на земельном участке, является основанием прекращения права собственности на этот участок

Кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 апреля 2022 г.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что такого основания для прекращения права собственности на земельный участок, как переход права собственности на недвижимость, находящуюся на этом участке, ни часть 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ, ни статья 44 Земельного кодекса РФ не предусматривают.

Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении судом норм материального права.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Переход права собственности на половину дома соответственно влечет за собой переход к нему и права собственности на земельный участок, на котором располагается строение и который необходим для его использования.

10. Образование за счет существовавшего земельного участка нового участка не является основанием прекращения права собственности

Определение Верховного Суда РФ от 15 января 2022 г. N 307-КГ14-7252

Ни статьёй 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни статьёй 44 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено такое основание прекращения права собственности другого лица в целях образования нового участка, то есть из уже сформированного и существующего участка, но принадлежащего на этом праве другому собственнику. Более того, суд учел, что действующим законодательством не предусмотрена возможность перехода земельного участка, собственник которого был определён, в категорию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2022 г. N Ф07-7739/14 по делу N А56-77682/2013

Ни статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни статьей 44 ЗК РФ не предусмотрено такое основание прекращения права собственности, как изменение земельного участка (образование за счет существовавшего участка нового участка).

11. Снятие земельных участков с кадастрового учета не влечет прекращения права собственности на них

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2022 г. N ВАС-18127/12

Правовым последствием снятия объекта недвижимости с кадастрового учета является прекращение существования такого объекта, однако снятие с учета не свидетельствует о лишении заявителя его прав на недвижимое имущество.

Муниципальное образование не лишено права вновь обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет и зарегистрировать свои права на такой участок в установленном законом порядке.

12. Отсутствие согласования границ участка не является основанием для прекращения права собственности на часть участка

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 мая 2022 г. по делу N 33-5799/2013

Не может судебная коллегия согласиться с выводом суда о том, что защита прав истицы может быть осуществлена путем исключения из собственности Российской Федерации части земельного участка, поскольку само по себе отсутствие согласования границ участка, на что истица ссылалась в обоснование исковых требований, не является основанием для прекращения права собственности на часть участка.

Основания прекращения права собственности предусмотрены положениями ст. 44 ЗК РФ (отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие), таких оснований не установлено.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2022 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Статья 44. Земельного кодекса РФ. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Комментарии к ст. 44 ЗК РФ

Комментируемая статья содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок — в отличие от ст. 235 ГК РФ, п. 1 которой, содержащий более общий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, указывает на то, что законодательством могут быть установлены иные случаи утраты права собственности. Таким образом, в отношении земельных участков федеральным законом не могут быть введены какие-либо иные основания прекращения права собственности на них.

Кроме того, названная статья ГК РФ упоминает о таком случае прекращения права собственности на имущество, который неприменим по отношению к земле и потому не воспроизводится Земельным кодексом, а именно гибель или уничтожение имущества. На земельном участке может быть уничтожен плодородный слой почвы, земля может быть захламлена, испорчена, но она не исчезает: непригодный для использования по изначальному целевому назначению участок может быть восстановлен или использован в других целях.

Впрочем, существуют более сложные с правовой точки зрения случаи: например, если земельный участок ушел под воду (затоплен в результате повышения уровня моря или в результате человеческой деятельности, такой как строительство водохранилища). Земля, конечно, при этом никуда не пропадает — она становится дном водоема и с точки зрения земельного права должна перейти в категорию земель водного фонда, но непосредственно данного земельного участка уже не существует — на землях, покрытых поверхностными водами, земельные участки не выделяются (см. ст. 102 ЗК РФ).

Таким образом, право собственности прекращается либо в соответствии с добровольным волеизъявлением собственника — при отчуждении земельного участка или отказе от него (см. комментарий к ст. ст. 52 и 53 ЗК РФ) либо в силу принудительного изъятия земельного участка.

К случаям добровольного отчуждения, по сути, относится и приватизация земли, когда государство как собственник передает (бесплатно или за плату) принадлежащие ему земельные участки в собственность граждан или юридических лиц. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Однако приватизация земли в нашей стране регулировалась и регулируется в основном не законами о приватизации, а иными нормативными правовыми актами. Так, в ходе земельной реформы порядок осуществления приватизации земли устанавливался как законами, так и указами Президента России и постановлениями Правительства РФ. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2022 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяет ст. 28 ЗК РФ (см. комментарий), в соответствии с которой, в частности, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. При этом предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных как ЗК РФ, так и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ряд вопросов приватизации земельных участков регулируют, в частности, Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

См., напр.: Закон РСФСР от 23 ноября 2022 г. N 374-1 «О земельной реформе», Закон РФ от 23 декабря 2022 г. N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», Указы Президента РФ от 27 декабря 2022 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации», от 2 марта 2022 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

Случаи же принудительного лишения права собственности на земельный участок ограничены прежде всего исчерпывающим перечнем оснований принудительного изъятия имущества у собственника, которые установлены ст. 235 ГК РФ. Из перечисленных в данной статье к основаниям прекращения права собственности на земельные участки не относятся случаи отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка; выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных; применения последствий утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком в порядке ст. 272 ГК РФ; прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение в порядке ст. 293 ГК РФ.

Отдельные статьи в Земельном кодексе, так же как и в Гражданском кодексе, посвящены таким основаниям прекращения права собственности, как реквизиция, конфискация, выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд (см. комментарий к ст. ст. 49 — 51 настоящего Кодекса).

Что же касается изъятия имущества, используемого с нарушением законодательства, то по отношению к земельным участкам ГК РФ применяет более широкое понятие — изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, в которое входят как изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, в соответствии со ст. 285 ГК РФ, так и изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, в соответствии со ст. 284 ГК РФ.

Согласно первой из названных статей земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Во втором случае земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства, может быть изъят у собственника, если он не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование).

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ, а конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д. Категория земель указывается в документах о предоставлении земельных участков, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в договорах, предметом которых выступает земельных участок, в документах государственного земельного кадастра и иных документах (ст. 8 ЗК РФ).

Федеральный закон об охране окружающей среды определяет вред окружающей среде как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Негативными последствиями хозяйственной деятельности, причиняющими вред земле как объекту природы, могут быть, в частности, деградация, загрязнение, захламление, отравление, порча земли, уничтожение ее плодородного слоя. Согласно Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. Приказом Минприроды России от 25 мая 2022 г. N 160, под загрязнением земель понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы, характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями; загрязнение земель применяемыми в сельском хозяйстве средствами химизации характеризуется увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 9.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — это частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, выявленных антропогенными и природными факторами. Оно характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. Состояние природного объекта, в том числе земли, определяется с учетом установленных нормативов качества окружающей среды. В отношении сельскохозяйственных земель существуют специальные показатели, такие как плодородие. Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2022 г. N 154. Такие показатели определяются на основе проводимых агрохимических, фитосанитарных, эколого-токсикологических и иных обследований земель сельскохозяйственного назначения.

Оценка причиненного вреда производится по нормативам, устанавливаемым актами экологического законодательства. Так, Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2022 г. N 545 (в ред. от 16 июня 2022 г.).

Статьей 49 Федерального закона об охране окружающей среды установлена обязанность юридических и физических лиц выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и принимать меры по предупреждению их негативного воздействия; запрещено применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду. Такие правила закреплены в Федеральном законе от 19 июля 2022 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в ред. от 29 июня 2022 г.) и нормативных актах, принятых в его развитие. Все пестициды и агрохимикаты в нашей стране должны проходить обязательную государственную регистрацию; при их реализации продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или агрохимикатом рекомендациями о применении, транспортировке, хранении и тарной этикеткой. Пользователи обязаны соблюдать эти рекомендации. Согласно названному Закону хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается только в специализированных хранилищах; запрещается бестарное хранение пестицидов. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами направлен письмом Роскомзема N 61-5678 и Минприроды России N 04-25 от 27 декабря 2022 г. Он устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Определение степени загрязнения осуществляется в соответствии с нормативами, которые содержатся в приложении к этому документу: это предельно допустимые концентрации химических веществ в почвах, предельно допустимые концентрации органических соединений в почвах, ориентировочно допустимые концентрации пестицидов в почвах, показатели уровня загрязнения земель химическими веществами и др. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель.

По поводу порядка изъятия у собственника земельного участка ввиду его ненадлежащего использования ГК РФ в ст. 286 устанавливает, что, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов; при несогласии собственника земельного участка с решением об изъятии орган, принявший такое решение, может предъявить требование о продаже участка в суд. В отношении же определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях данная статья отсылает к земельному законодательству. В Земельном кодексе РФ условия и порядок изъятия земельных участков у лиц, не являющихся собственниками земли, определены в ст. 54 (см. комментарий). Кроме того, в отношении изъятия сельскохозяйственных земель действует с п. 3 ст. 6 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании, повлекшем причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, направляется органом государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Земельный кодекс не посвящает специальных статей следующим основаниям прекращения права собственности на земельные участки:

  • национализации;
  • обращению взыскания на земельный участок;
  • отчуждению земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

  • выплате одному из сособственников стоимости его доли в праве общей собственности на земельной участок при невозможности реального выдела ее.

Национализация представляет собой обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. При этом должно производиться возмещение стоимости имущества и других убытков в порядке ст. 306 ГК РФ.

Национализация имущества, и в том числе земли, осуществляется только на основании специального закона. В нашей стране национализация земли проводилась после Октябрьской революции 2022 г. В соответствии с п. 3 ст. 25 комментируемого Кодекса земельные участки, которые были национализированы до 1 января 2022 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их национализации, возврату не подлежат, и не подлежит возмещению или компенсации их стоимость. В некоторых странах постсоветского пространства (например, странах Балтии) законодательство предусматривает реституцию — возврат национализированной в советский период недвижимости бывшим собственникам.

Порядок обращения взыскания на имущество по обязательствам регулируется гражданским законодательством. В соответствии со ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества (ст. 25 ГК РФ). Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

В соответствии со ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания). Другими федеральными законами могут быть установлены иные особенности порядка обращения взыскания на земельный участок. Например, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 2022 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (п. 3 ст. 68) не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата.

Примером принудительного отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу, является установленная ст. 5 Федерального закона об обороте сельхозземель обязанность лица, у которого в собственности на законных основаниях оказались земельные участки или земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, и это нарушает требования ст. ст. 3 и 4 этого Закона об ограничениях права собственности на такие земли, произвести отчуждение земельного участка или земельной доли. Если участок в установленный срок собственником не отчужден, орган государственной власти субъекта РФ обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении его к продаже земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

Что касается выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре в силу п. 4 ст. 252 ГК РФ, то по отношению к земельным участкам наиболее распространенная ситуация — это компенсация стоимости доли земельного участка, причитающейся члену фермерского хозяйства, выходящему из состава хозяйства, поскольку земельный участок крестьянского хозяйства по закону разделу не подлежит.

В комментируемой статье указывается, что прекращение права собственности на землю осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Однако необходимо иметь в виду, что земельным законодательством закреплены многие существенные особенности применения этого порядка. Так, ЗК РФ регламентирует в ст. 52 порядок отчуждения собственником земельного участка, в ст. 53 — порядок отказа собственника от своего участка; Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст. 8 определяет порядок осуществления купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Эти особенности будут рассмотрены ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: