Правовое регулирование аренды лесных участков: заключение, продление и расторжение договоров

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

10 июня 2014г.

    Лесной участок характеризуется специфическими признаками, которые не указаны непосредственно в ст. 7 Лесного кодекса РФ21 (далее по тексту ЛК РФ) , но их можно выделить, исследуя другие нормы. Так М.Ю. Тихомиров указывает, что это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке; он расположен на землях лесного фонда или на землях иных категорий; в отношении него проведено лесоустройство, осуществлено проектирование; он прошел государственный кадастровый учет22. По мнению Ю.В. Мельникова Лесной участок как объект гражданских прав представляет собой имущество (недвижимую вещь) в виде комплекса земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, границы которого определяются в соответствии с ЛК РФ23

   Исходя из легального определения, лесной участок, в сущности, является земельным участком, что дает возможность совершать с ним определенные гражданско-правовые сделки, как с объектом недвижимости, учитывая требования лесного законодательства.

   Здесь возникает вопрос о нормативном регулировании таких отношений. В качестве основной отрасли права, регулирующей имущественный оборот, выступает гражданское право. Сущность лесного участка как земельного делает необходимым применять в отношениях с такими участками нормы земельного права. Непосредственно же договор аренды лесного участка регулируется лесным законодательством. Каков же объем использования каждой из отраслей в регулировании отношений аренды лесных участков?

    В юридической литературе ведутся оживленные дискуссии о соотношении норм гражданского и публичного природересурсного законодательства, характеризующимся тесным переплетением частно-правовых и публично-правовых элементов, обусловленных спецификой самого объекта правового регулирования24.

      Существует точка зрения, что «с помощью норм гражданско-правового договора использование лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, невозможно из-за специфики самого предмета договора — лесного участка, который можно использовать в различных целях»25. Некоторые ученые, считают, что непосредственно гражданско-правовое регулирование применяется в природоресурсных отношениях только в отношении частной собственности. Расширение сферы действия гражданского законодательства на сферу экологических отношений чревато игнорированием глобальных задач охраны природы. Поэтому нужно отметить, что в таких отношениях основой регулирования выступает именно лесное законодательство, поскольку содержит черты административно-правового регулирования. Лесные участки в составе земель лесного фонда могут предоставляться гражданам и юридическим лицам только в  пользование в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом. Согласно ст. 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Следовательно, приоритет в регулировании лесных арендных правоотношений имеют нормы ЛК РФ, которые не должны вступать в противоречие с общими положениями гражданского законодательства. Арендаторами лесных участков могут стать юридические лица или индивидуальные предприниматели, это ограничение введено ч. 3 ст. 25 ЛК РФ, прежний ЛК разрешал арендовать леса для данных целей и физическим лицам.

     Что же касается характеристики договора аренды лесного участка, то с одной стороны, он имеет черты гражданско-правового договора, а с другой, имеет свои особенности, на которые необходимо обратить внимание. Что касается объекта аренды, то согласно гражданскому законодательству в аренду передаются непотребляемые вещи (ч. 1 ст. 607 ГК РФ) и по истечении срока аренды они должны быть возвращены арендодателю в том состоянии, в каком их получил арендатор. По данному вопросу профессором О.И. Крассовым отмечена следующая особенность аренды лесных участков: при осуществлении использования лесов на условиях договора аренды лесного участка объект договора может уничтожаться, что и происходит при заготовке древесины; в процессе лесовосстановительных работ искусственно выращенный лес не в полной мере соответствует характеристикам естественного леса.26

19    Лесной кодекс от 4 декабря 2021 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. — № 50. — Ст. 5278.

20 Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации (поглавный) // Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс.— Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

21 Мельникова Ю.В. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. — 2008. — N 1. — Электрон. дан. – СПСКонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

22 Румянцев Ф.П., Нацвалова М.Ю. Новый закон ослабил правовую защищенность  предпринимателей-землепользователей//Предпринимательское право.- 2013.- №2.- С.33.

23 Яковлева Т. А. Договор аренды лесного участка // Законность. — 2012. — N 4. – Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа:локальный. – Загл. с экрана.

   Здесь же важно отметить целевое использование лесных участков.

   Договор аренды может быть заключен для любого лесопользования, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ — для заготовки древесины, рекреационной деятельности и другого не противоречащего целевому назначению земли, на которой находится лесной участок. Законодательно не решен вопрос о многоцелевом использовании лесного участка, хотя судебная практика, конечно, дает ответ на вопрос о возможности использования одного лесного участка одновременно для нескольких целей.

     Ранее существующая практика арбитражных судов шла по пути запрета использования одного лесного участка двумя лицами (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2010 по делу N А70-8185/2009, ФАС Поволжского округа от 13.11.2009 по делу N А55-3597/2009, от 12.04.2010 по делу N А55-14946/2009, ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2010 по делу N А05-8114/2009, от 02.12.2009 по делу N А05-7607/2009, ФАС Уральского округа от 14.10.2009 N Ф09-6846/09-С6). Однако Лесной кодекс РФ не запрещает предоставление лесных участков для осуществления разных видов деятельности разным лесопользователям. Исходя из этого ВАС РФ, ссылаясь на п. 2 ст. 25 ЛК РФ, указал, что проведение лесных аукционов по использованию одних и тех же участков для разных видов пользования, заключение арендаторами договоров с учетом установленных ограничений позволяют прийти к выводу о возможности многоцелевого лесопользования как одним заявителем, так и другим.

    Системное толкование положений ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 25 ЛК РФ, ст. 1 ГК РФ показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей, возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно (Постановлением Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 2111/1027). Таким образом, законодательно необходимо предоставить возможность использования одного и того же лесного участка несколькими лесопользователями, но при этом представляется необходимым ограничение сочетаемых видов использования лесного участка, чтобы обеспечить единообразное толкование невозможности многоцелевого использования. Кроме того в случае заключения подобного договора необходимо распределить обязанности каждого из лесопользователей между ними для всесторонней охраны передаваемого природного объекта.

     Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса РФ»28  умалчивает о прямом запрете субаренды лесных участков. Некоторые ученые, считают, что такое правомочие арендатора необходимо исключить29. Представляется, что запрещение субаренды не будет препятствием к лесопользованию иными лицами, т.к. для тех же целей будут использоваться другие средства (например, договор подряда).

    Также остается открытым вопрос о правах граждан, которые хотят пользоваться лесом в рамках общего природопользования, разрешенного на основании ст. 11 ЛК РФ. И хотя законодатель запрещает ограничение посещения лесов кроме как в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами либо в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ, то вопрос об обеспечении этого права остается открытым. Обычно запрет доступа на участок возникает тогда, когда лицо закрывает свой участок для прохода. Эта проблема может быть решена в общественных интересах различными способами, исходя из того, что общее лесопользование граждан выступает публично-правовым обременением лесных участков. Так, при предоставлении лесных участков в аренду в предмет аукциона закон включает также сведения об обременениях лесных участков (п. 4 ст. 79 ЛК РФ), форма примерного договора аренды лесного участка содержит положение о том, что арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок. Причем такое положение должно быть включено непосредственно в каждый договор при заключении. В этом случае за нарушение положений договора об обременениях лесопользователь может нести ответственность по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование лесов с нарушением условий договора аренды. Гарантия в виде юридической ответственности позволит обеспечить право граждан на пребывание в лесах.

24 Крассов О.И. Право лесопользования в СССР / Отв. ред.: Колбасов О.С. — М.: Наука, 1990. — С. 83 – 84.

25 Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 2111/10 // Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный. –Загл. с экрана.

26 Федеральный закон от 4 декабря 2021 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2006. — №50. — Ст. 5279.

27 Яковлева Т. А. Договор аренды лесного участка // Законность. — 2012. — N 4. – Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа:локальный. – Загл. с экрана.

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что договор аренды лесного участка является особым договором аренды, а также, что имеются некоторые проблемы в правовом регулировании и реализации законодательных положений. Некоторое уточнение текста закона, особенно с опорой на судебную и  иную правоприменительную практику, позволит устранить недостатки правового регулирования аренды такого сложного объекта, как лесной участок.

Список литературы

1.      Лесной кодекс от 4 декабря 2021 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. — № 50. — Ст. 5278.

2.      Федеральный закон от 4 декабря 2021 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5279.

3.      Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 2111/10 // Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. -Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

4.      Крассов О.И. Право лесопользования в СССР / Отв. ред.: Колбасов О.С. — М.: Наука, 1990. – 283 с.

5.      Мельникова Ю.В. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. — 2008. —  N 1. -Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

6.      Румянцев Ф.П., Нацвалова М.Ю. Новый закон ослабил правовую защищенность предпринимателей- землепользователей // Предпринимательское право.- 2013.- №2.- С.31-35.

7.      Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации (поглавный) //Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

8.      Яковлева Т. А. Договор аренды лесного участка // Законность. —   2012. — N 4. –  Электрон. дан. – СПС КонсультантПлюс. — Режим доступа: локальный. – Загл. с экрана.

Договор аренды лесного участка: правовое регулирование, особенности составления

Ранее на территории действовал договорно-разрешительный порядок эксплуатации лесов на основе соглашений и лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для снятия административных преград. На сегодняшний день ЛК РФ предусматривает договорный порядок эксплуатации лесных массивов через заключение соглашения на аренду.

Большая часть видов эксплуатации леса проводится после заключения договора на аренду лесного участка, который находится в ведении государства или муниципалитета, что значительно увеличивает позицию соглашения по аренде лесного участка.

После заключения соглашения относительно аренды участка леса, который расположен в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса для достижения одной или нескольких целей, приведенных в статьях 25 и 72 ЛК РФ.

Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, соглашение об аренде является предметом положений об аренде, приведенных в ГК РФ, если это не противоречит ЛК РФ.

Замечание 1

Таким образом, ЛК РФ является приоритетом для исполнения обязательств и регулировании норм в сфере арендных отношений.

Правовое регулирование подобного соглашения в том числе осуществляется приказом Рослесхоза от 26.07.2011 №319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка».

Аукцион на заключение договора аренды

Договор аренды лесного участка может быть подписан после проведения аукциона по продаже прав на подписание подобного соглашения, что приводится в ЛК РФ в виде одного из основных правил.

Поводом для создания правоотношений арендного характера является протокол об аукционе и заключенный договор аренды лесного участка, которое соответствует протоколу аукциона. При заключении договора аренды лесного участка, необходима государственная регистрация.

Существует список случаев, в которых проведение аукциона перед заключением соглашения не является обязательным для лесных участков, которые находятся в ведении государства или муниципальной собственности:

  1. Случай эксплуатации лесных массивов для видов деятельности, которые связаны с развитием охотничьего хозяйства;
  2. Случай эксплуатации лесов для проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
  3. Случай эксплуатации лесов для застройки и использования водохранилищ и прочих искусственных водных объектов, включая гидротехнические сооружения и специализированных портов;
  4. Случай эксплуатации лесов для строительства, реконструкции и использования линейных объектов;
  5. Случай внедрения инвестиционных проектов для изучения и освоения лесов;
  6. Случай заготовки древесины на лесных участках, которые находятся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей для использования лесных массивов исходя из статей 43-46 ЛК РФ.

Замечание 2

Важной особенностью договоров подобного рода являются цели его заключения, что и должно быть прописано в заключаемом договоре.

Стороной арендодателя является государственный орган или орган административно-территориальной единицы; ограничения в отношении субъектного состава лиц, которые могут быть арендаторами, ЛК РФ не приводит.

Исходя из статьи 72 ЛК РФ, объектом соглашения могут быть только лесные участки, принадлежащие государству или муниципальной собственности, и которые состоят в кадастровом учете, кроме случаев, предусмотренных часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Лесной участок, который предназначен для передачи арендатору, должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка происходит в виде описания в соглашении информации об этом лесном участке, куда входит площадь участка, его местоположения и границы, и кадастровый номер. Более того, обязательной частью договора является кадастровая карта, которая должна быть приложена к соглашению.

Срок заключения договора аренды

Одной из характеристик соглашения на аренду лесного участка является временный характер. В сравнении с ГК РФ, который предусматривает заключение соглашения без конкретного срока действия (статья 610), ЛК РФ требует наличие определенного срока в договоре. Этот срок устанавливается исходя из лесохозяйственного регламента (72 статья ЛК РФ) и имеет максимальный срок, допустимый к аренде леса.

Актуальный ЛК РФ определяет минимальный (10 лет) и максимальный срок (49 лет) действия арендного соглашения для предпринимательских целей. В этом случае тоже есть свои исключения, предусмотренные частью 3 статьи 72 ЛК РФ; в случае, если договор заключается для возведения и использования водохранилищ, гидротехнических сооружений и специализированных портов, для переработки древесины или прочих лесных ресурсов, то минимальным сроком действия является 1 год.

Замечание 3

Аналогичный договор может быть заключен на срок действия до 49 лет при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, при строительстве, реконструкции и использовании линейных объектов, а также при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

ГК РФ предусматривает признание соглашения об аренде, которое было заключено без срока действия аренды (статья 610) и без арендной платы (статья 614); следовательно, единственным основным условием договора является цель аренды лесного участка. В то же время, существует значительное количество положений соглашения об аренде лесного участка. Однако, если эти положения ранее были предусмотрены ЛК РФ от 2021 года, то сейчас они приводятся в Правилах подготовки и заключения договора аренды лесного участка. Среди основных положений, которые должны быть приведены в соглашении:

  1. Подробная информация о лесном участке;
  2. Срок действия договора;
  3. Цель использования лесного массива;
  4. Размер арендной платы, условия арендной платы и сроки выплаты;
  5. Объемы рубок лесных насаждений изъятия других лесных ресурсов.

Оплата аренды лесного участка

В сравнении с другими видами арендуемой собственности, арендной платой при заключении соглашения об аренде лесного участка может быть только денежная форма. Статья 73 ЛК РФ подразумевает разные процессы по определению размера арендной платы при эксплуатации лесного участка с изъятием лесных ресурсов или без изъятия лесных ресурсов. И в том и в другом случае основой определения уплаты аренды служит минимальная ставка. Минимальный оплаты за аренду за использование лесного массива и последующее изъятие лесов определяется через произведение ставки за единицу объема лесных ресурсов и единицы объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

Замечание 4

В случае с арендой леса без изъятия его ресурсов минимальный размер оплаты рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления устанавливают ставки платы, которые учитываются при определении арендной платы. Сами ставки зависят от формы собственности земельных участков. Например, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, который находится в ведении федеральной собственности, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 №310.

Существенным является вопрос о наличии права передачи уже арендованных участков в субаренду. ЛК РФ от 2021 года запрещал подобную деятельность, а ЛК РФ, действующий сегодня, не регулирует этот вопрос. Вместо этого, регулирование вопроса осуществляется ГК РФ, где некоторыми положениями приводится, что существует возможность субаренды, но исключительно с согласия арендодателя.

Замечание 5

В литературе отмечается, что соответствующие регулирующие права арендатора, с одной стороны, сочетаются с поставленной законодателем задачей либерализации лесопользования, а с другой стороны реализация этих полномочий может выразиться в массовой аренде участков организациями/лицами с высокой платежной способностью, и последующее распоряжение по субаренде исходя из личных интересов. Это, согласно литературным источникам, может повлечь за собой негативные последствия как для социума, так и для экологии.

Субаренда в значительной мере затрагивает интересы арендодателя, и подобная эксплуатация может нанести вред условиям использования лесов. Поэтому, для того, чтобы сохранить интересы арендодателя, законодательным органам необходимо предусмотреть возможные инциденты и запретить использование лесов для целей, которые противоречат целям, обозначенным в первичном договоре.

Немаловажен тот факт, что, в связи с актуальным на сегодняшний день ЛК РФ, у арендаторов лесных участков увеличились обязательства. Арендаторы должны в оговоренном порядке разработать и предоставить арендодателю проект разработки лесных массивов с подтверждением со стороны государственной или муниципальной экспертизы (согласно статьям 88 и 89 ЛК РФ).

Замечание 6

Среди обязанностей также можно отметить необходимость в ежегодном представлении лесной декларации (заявления об эксплуатации лесов в соответствии с проектом освоения лесов) согласно установленному порядку и статье 26 ЛК РФ.

Актуальный Лесной кодекс Российской Федерации подразумевает обязательства по применению противопожарных мер на лесных участках со стороны арендатора, согласно статье 53 ЛК РФ. Среди этих обязательств необходимо выделить строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, создание систем, средств оповещения и тушения лесных пожаров, содержание этих средств в должном порядке и виде, формирование запасов горюче-смазочных материалов на время высокой пожарной опасности.

Более того, арендаторы несут обязательства по организации санитарно-оздоровительных мероприятий, среди которых: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, согласно статье 55 ЛК РФ.

Арендаторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью по подготовке древесины, обязаны заниматься лесовосстановительными мероприятиями, что предусмотрено ЛК РФ (затраты на подобные мероприятия также лежат на арендаторе). Те арендаторы, которые не ведут подобной предпринимательской деятельности, не несут обязанности по восстановлению лесов.

Замечание 7

Несмотря на то, что вышеописанные обязанности несут в себе публично-правовой характер, точные сроки их исполнения и соответствующие процессы приводятся в положениях заключенных соглашений.

Получается, что вышеописанные условия по заключению соглашения по аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, говорят о значительности и важности подобного вида договора;это соглашение включает в себя элементы частноправного и публично-правового характера, что позволяет принимать его как сторонний вид договора об аренде.

Увеличенная значимость этого вида соглашений создает необходимость в четком и отдельном определении этого вида в Лесном кодексе Российской Федерации, где необходимо выделить его особые характеристики. Исходя из соглашения об аренде лесного участка, который находится в ведении государства или административно-территориальной единицы, арендодатель обязан предоставить арендатору участок леса во владение на определенное время в обмен за уплату в денежном виде, а арендатор берет на себя обязательства по эксплуатации участка в соответствии с целями, установленными в договоре, вносить оплату своевременно в сроки, указанные в соглашении, и соблюдать требования, которые представлены законодательством. Условия, которые имеют важность при заключении договора аренды лесного участка, должны быть установлены в Лесном кодексе РФ, и никак не в подзаконных актах.

Арбитражный суд Республики Коми

Обзор судебной практики по делам, связанным с заключением, изменением, расторжением, исполнением договоров аренды лесного фонда

ОДОБРЕН
постановлением
президиума АС РК
от 21.12.2009 №6

ОБЗОР
СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ,
РАСТОРЖЕНИЕМ, ИСПОЛНЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНОГО ФОНДА

Содержание

1. ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ИСКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ, РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

2. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ УЩЕРБА, ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ЛЕСОНАРУШЕНИЯПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

3. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИПО АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ УЧАСТКАМИ

4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

1. ОРГАНЫ, ПОЛНОМОЧНЫЕ НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД С ИСКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ, РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

1.1. Суд отказал в иске о взыскании неустойки, предусмотренной договором аренды лесного участка за допущенные нарушения лесного законодательства, заявленном лесничеством, признав истца ненадлежащим.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось в суд с иском о взыскании неустойки за допущенные нарушения лесного законодательства на основании договора аренды лесного участка.

10 июня 2021 года лесничество осуществило приемку выполненных работ по использованию лесов на делянках лесничества, выделенных ответчику для осуществления заготовки древесины, в соответствии с лесорубочными билетами выданными в октябре — декабре 2021 года.

По результатам проверки истцом составлены акты приемки, на основании которых была рассчитана неустойка за нарушение лесохозяйственных требований.

Поскольку ответчик отказался уплатить предъявленную неустойку в добровольном порядке, истец обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.

Судом в удовлетворении иска отказано по причине того, что иск заявлен ненадлежащим истцом.

Суд руководствовался следующим.

Договор аренды лесного участка, на который ссылается истец в обоснование своих требований, заключен ответчиком с Комитетом лесов Республики Коми. Таким образом, истец не является арендодателем по договору.

Кроме того, согласно пункту 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, право на предъявление исков в суд, арбитражный суд имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 83 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Согласно подпункту 10 пункта 1 Закона Республики Коми «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» от 27.12.2006 г. № 136-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми относится установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

Приказом руководителя Комитета лесов Республики Коми от 10.08.2007 года №402 утвержден Перечень должностных лиц Комитета лесов Республики Коми, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Республики Коми. В данном перечне должность руководителя лесничества, на момент принятия судом решения, отсутствовала.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12.2006 г. № 332 утверждено Положение о Комитете лесов Республики Коми, в пункте 4 статьи 8 которого определено, что право на предъявление в установленном порядке исков в суды принадлежит Комитету лесов Республики Коми.

Таким образом, Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» признано судом ненадлежащим истцом по делу.

2. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ УЩЕРБА, ЗА ДОПУЩЕННЫЕ ЛЕСОНАРУШЕНИЯПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

2.1. Надлежащим доказательством совершения арендатором лесонарушения является акт о лесонарушении, оформленный в установленном порядке.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось с иском к арендатору участка лесного фонда о взыскании ущерба за допущенные лесонарушения — незаконную рубку деревьев.

В подтверждение факта совершения ответчиком лесонарушения истец представил суду следующий документ — письмо, адресованное районному отделу внутренних дел, в котором указано, что направляется акт о лесонарушении и содержится просьба привлечь указанных в нем лесонарушителей к ответственности. Письмо подписано руководителем ГУ «Лесничество». После подписи допечатан текст озаглавленный «Акт о лесонарушении». Пустые графы текста заполнены от руки. Из содержания данного текста следует, что 30.06.2008 лесничим в конторе лесничества составлен акт о лесонарушении и указано, какое нарушение совершено. Имеется подпись в графе «подпись составителя акта» и «руководитель лесничества». Графа «объяснения лесонарушителя» не заполнена. Сведений о том, что акт получен лесонаршителем не имеется.

Суд посчитал, что истцом не представлено надлежащих доказательств совершения ответчиком лесонарушения и причинения лесному фонду ущерба в заявленном размере.

Как указал суд, представленный истцом документ не является актом о лесонарушении.

Данный документ представляет собой письмо, адресованное в отдел внутренних дел, в которое впечатан и вписан от руки акт о лесонарушении.

Написано, что акт составлен 30.06.2008, тем не менее, письмо датировано 10.07.2008.

Из указанного следует, что документ составлен 10.07.2008 и данного же числа были заполнены пустые графы впечатанного в письмо акта.

2.2. Акт о лесонарушении должен составляться по итогам проверки, проведенной уполномоченным лицом с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» при проведении государственного контроля.

Государственное учреждение Республики Коми «Лесничество» обратилось с иском к арендатору участка лесного фонда о взыскании ущерба за допущенные лесонарушения — незаконную рубку деревьев.

Суд отказал в иске, поскольку при проведении проверки соблюдения лесного законодательства были нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Так, согласно пункта 16 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 22.06.2007 г. № 394 мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394, мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся на основании и в соответствии с распоряжением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий по контролю и надзору.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица, а мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении.

Распоряжения Комитета лесов Республики Коми о проведении лесного контроля в квартале, в котором обнаружено лесонарушение, в суд представлено не было.

В представленном суду акте о лесонарушении отсутствовали сведения о дате и номере распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю.

Суд пришел к выводу, что при отсутствии сведений о распоряжении по проведению мероприятия по контролю и копии данного распоряжения невозможно проверить соблюдение требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» о том, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении, и следовательно, установить правомочность конкретного лесничего на проведение проверочных мероприятий в отношении ответчика.

С учетом изложенного, судом был сделан вывод о том, что не может считаться доказанным факт проведения спорной проверки полномочным лицом.

Так же из представленных в дело документов невозможно было установить проводилось ли плановое или внеплановое мероприятие по контролю.

В то время как, согласно статье 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не допускается осуществление плановых проверок в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право непосредственно присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с результатами мероприятия по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в акте, составленном по результатам мероприятия по контролю должны, в частности содержаться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

Представленный истцом акт о лесонарушении не содержал сведений о том, что при проведении проверки присутствовали представители ответчика, сведений об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителей ответчика.

Требование названного закона о присутствии при проведении плановой проверки представителей проверяемого лица предполагает необходимость надлежащего уведомления проверяемого лица о проведении проверки.

В рамках данного дела суд пришел к выводу, что ответчик не был должным образом уведомлен о предполагаемой к проведению в отношении него проверке в квартале, где обнаружено спорное лесонарушение.

3. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИПО АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ УЧАСТКАМИ

3.1. Факт того, что арендатор не производил рубку леса на арендованном участке, предоставленном для заготовки древесины, не является основанием для освобождения его от уплаты арендных платежей.

Комитет лесов обратился с иском к арендатору о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка.

Возражая против иска, ответчик указал, что заготовкой леса в спорный период он не занимался и, следовательно, не должен вносить арендные платежи.

Суд исковые требования удовлетворил и указал, что факт того, что арендатор не производил рубку леса, не является основанием для освобождения его от уплаты арендных платежей.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, и др.).

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно части 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

По смыслу указанной статьи плата начисляется за пользование арендованным имуществом.

Исходя из существа арендных отношений, следует, что арендатор обязан оплачивать арендодателю арендную плату собственно за то, что вещь предоставлена в его владение и пользование. Факт того, удалось или нет арендатору извлечь для себя какую либо пользу из владения и пользования вещью не влияет на наличие у него обязанности оплатить арендную плату.

3.2. При наличии между сторонами подписанного соглашения о расторжении договора аренды с определенного момента, а также фактический возврат в согласованный данным соглашением срок участков лесного фонда является неправомерным требование арендодателя о взыскании арендной платы за период с момента фактического возврата и до внесения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о регистрации прекращения договора аренды.

Соглашением сторон от 01.04.2008 договор на аренду участка лесного фонда расторгнут. Этого же числа между сторонами подписан акт о возврате участков лесного фонда.

Запись в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о регистрации прекращения договора аренды совершена по истечении более чем трех месяцев.

Арендодатель считал, что данного момента арендная плата должна вноситься, что послужило основанием для подачи иска в суд.

Решением суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, отказано в удовлетворении иска ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 450 и пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.

При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела соглашение о расторжении договора зарегистрировано 19.08.2008. Вместе с тем, при заключении соглашения стороны согласована специальная дата прекращения договора аренды — 01.04.2008.

В связи с изложенным был признан необоснованным довод истца о том, что дата регистрации соглашения определяет момент окончания права пользования арендуемым участком.

Кроме того, по смыслу части 1 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендная плата начисляется за пользование арендованным имуществом.

Следовательно, с момента надлежащего возврата имущества начисление арендной платы арендодателем производиться не должно.

В случае досрочного возврата арендуемого имущества (до прекращения в установленном порядке действия договора аренды) необходимо учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ изложенную в пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой», согласно которой является правомерным требование арендодателя о взыскании арендной платы за период времени до прекращения в установленном порядке действия договора аренды при наличии возражений арендодателя о досрочном освобождении арендуемого имущества, если между сторонами отсутствует соглашение о прекращении договора аренды и взаимных обязательств сторон ранее, чем договор считается прекращенным в установленном законом порядке, а также при отсутствии надлежащих доказательств передачи арендатором имущества арендодателю до момента прекращения действия договора (акт о приеме — передаче спорного имущества составленный арендодателем с участием представителя незаинтересованного лица в связи с отказом арендатора от подписания акта в качестве такового не расценен).

4. СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

4.1. В случае если договором аренды в качестве основания его расторжения предусмотрено невыполнение арендатором лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором, то при непредоставлении арендатором суду доказательств осуществления таких работ, договор подлежит расторжению.

Комитет лесов обратился в суд с иском к арендатору лесного участка с требованием о расторжении договора аренды.

В обоснование требований о расторжении договора истец ссылался на следующие обстоятельства.

Согласно заключенного сторонами договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в соглашении, заключенному в соответствии с Проектом освоения лесов за счет средств арендатора. Специальным пунктом договора предусмотрена обязанность арендатора ежеквартально к определенному сроку предоставлять арендодателю отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.

Между сторонами договора заключено соглашение об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемых лесных участках. В соглашении предусмотрено, что приемка мероприятий производится после принятия лесничеством письменного уведомления от арендатора о готовности работ.

Истец указывает, что письменных уведомлений о готовности сдачи работ (мероприятий) от ответчика не поступало.

Договором аренды установлено, что он подлежит расторжению по инициативе арендодателя в случае не выполнения арендатором лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации основания для расторжения договора по требованию одной из сторон могут быть предусмотрены договором.

Ответчиком суду не было представлено доказательств осуществления лесовосстановительных, лесохозяйственных и противопожарных работ, обусловленных договором.

При указанных обстоятельствах суд удовлетворил требования о досрочном расторжении договора аренды.

При этом суд указал, что поскольку условия соглашения по сдаче работ и их приемке арендодателем предусматривают, что такая приемка осуществляется на основании полученного от арендатора уведомления об их выполнении, обязанность по доказыванию факта выполнения соответствующих работ возлагается на арендатора.

В рамках одного из дел суд также констатировал, что арендатор обязан производить мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности и уход за лесом, вне зависимости от того ведется ли им вырубка и заготовка леса.

4.2. Требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если на момент вынесения решения устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.

Судом отказано в иске о расторжении договора аренды участка лесного фонда, заявленного в связи с непредставлением ответчиком проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства (далее — план рубок), что в силу договора аренды является основанием для расторжения договора с арендатором.

Суд исходил из следующего.

В соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса обязательным условием договора аренды является предоставление утвержденного в установленном порядке плана рубок в течение года после его заключения.

Спорным договором аренды, установлен конкретный срок до которого план рубок должен быть предоставлен арендодателю.

Ответчиком в материалы дела представлены доказательства того, что план рубок согласован Агентством лесного хозяйства по Республике Коми с опозданием в один месяц.

Тем не менее, на момент рассмотрения дела в суде план рубок согласован.

С учетом того, что на момент вынесения решения нарушения, послужившие основанием для обращения в суд устранены, суд отказал в удовлетворении иска.

Заключение договора аренды лесного участка и нюансы проведения аукциона

В нормативно правовых актах российского законодательства нет четкого описания термина «лес», которое бы полностью раскрывало его значение. Например, преамбула ЛК РФ 2021 г. определяла, что лес – это неразрывное соединение земли, лесных растений, животной фауны и других составляющих окружающей среды, имеющее большое значение в экономике, экологии и социуме. Страна регулирует и контролирует лесопользование с учетом сохранения стабильной экологической обстановки.

Согласно современному ЛК РФ от 04.12.2006 (ч. 1, ст. 8): «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности». Для выполнения каких-либо действий предпринимателями или владельцами сельхозугодий на лесной территории, иными словами, реализовывать право пользования отдельным участком, ч. 1, ст. 71 данного кодекса устанавливает процесс получения гражданами, юр. лицами участков лесного фонда, имеющихся в непосредственной федеральной собственности, а именно на основании следующих документов:

Составление договора аренды на лесную землю

Аренда лесного надела, имеющегося на балансе муниципалитета, происходит в последовательности, утвержденной действующим законодательством РФ (статья 39.6 Земельного кодекса РФ). Участки леса, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, продаже не подлежат, но их можно арендовать, срок действия аренды составляет от 1 года до 49 лет (ст. 72 ЛК РФ).

Подробнее о том, как арендовать муниципальную землю.

Важные моменты при документальном оформлении арендных взаимоотношений

Соглашение максимально подробно описывает надел и условия заключения сделки. В нем обязательны следующие пункты:

  • технические и визуальные характеристики надела с установлением границ;
  • срок действия;
  • виды землепользования;
  • арендная ставка;
  • обязанности сторон по защите лесных территорий;
  • различные неустойки (определяются арендодателем) за нарушение ключевых моментов договора;
  • основания и порядок возможного расторжения в одностороннем порядке;
  • данные об обременениях (узнайте, что такое обременение земельного участка)

В законодательстве имеется типовая форма договоре аренды лесного участка со всеми необходимыми приложениями.

Далее более подробно разберем некоторые пункты из договора аренды.

Сроки и цели аренды

Порядок предоставления участка лесного фонда установлен Земельным кодексом РФ, если иное не регламентируется Лесным кодексом РФ.

Так, возможные арендные сроки и цели установлены в ч. 8 ст. 39.8. ЗК РФ:

Указание целей – один из ключевых пунктов договора

Фундаментальное условие заключения договора – это указание целей сделки. Существует несколько видов лесопользования, которые указаны в ЛК РФ:

  • древесная заготовка (самое популярное направление освоения ресурсов леса, регулируется ст. 29 ЛК);
  • выработка живицы (описывается ст. 31 ЛК);
  • заготовление прочих ресурсов недревесного плана (регулируется ст. 32 ЛК);
  • частное выращивание растительных культур (описывается ст. 39 ЛК);
  • ведение охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК);
  • эксплуатация леса в интересах сельского хозяйства (регулируется ст. 38 ЛК, в качестве примера можно привести оленеводство на Крайнем Севере, пчеловодство и кошение сена);
  • научная и техническая деятельность;
  • разработка охранных зон под заповедники;
  • проведение электролиний, трасс и трубопроводов (ст. 45 ЛК);
  • инновационная разработка подземных ресурсов (ст. 43 ЛК).

Если содержание документа будет противоречить фактическому использованию надела, муниципалитет или Министерство лесного хозяйства имеют право расторгнуть сделку или отказать в пролонгации.

Арендные ставки

По ст. 94 ЛК платность признается важным принципом использования лесных ресурсов в России. Договорная оплата аренды устанавливается в результате проведения аукциона (ст. 79 ЛК). Она подлежит изменению в зависимости от субъекта, вида использования надела, а также от проведения выборочных вырубок при лесозаготовках и различных рекреационных мероприятиях. При ценообразовании лучше ориентироваться на региональное, а не на федеральное законодательство.

Обязанности нанимателя в рамках действующего договора

Лес – важная экосистема, поэтому его невозможно сдать в аренду, не указав определенные обязанности нанимателя. К ним относятся:

  • соблюдение правил регламента лесного хозяйства и разработка надела только в соответствии с разрешенным видом использования;
  • противопожарное обустройство леса и подготовка необходимой техники и материалов во время периодов высокой пожарной активности (ст. 53 ЛК);
  • санитарно-оздоровительная рубка поврежденных деревьев (она влияет на стоимость аренды, ставка может быть снижена за счет высокой активности нанимателя в этом сегменте).

Досрочное расторжение взаимоотношений

Даже длительная аренда может быть расторгнута раньше срока в одностороннем порядке, статья 74.1 ЛК РФ описывает изменение и расторжение договора аренды лесного участка, имеющегося в собственности федерации. Основными причинами прекращения действия договора могут послужить следующие установленные собственником нарушения:

  • несоблюдение вида пользования земель;
  • невнесение арендатором месячной платы (сроки устанавливаются индивидуально);
  • невыполнение нанимателем своих обязанностей по охране и рекреации лесных угодий.

Расторжение договора происходит путем направления собственником надела письменного извещения нанимателю. В случае отказа арендатора расторгнуть сделку наймодатель обращается в суд. При удовлетворении иска наниматель обязуется вернуть объект с прежними техническими характеристиками и в состоянии, пригодном для ведения хозяйства.

Вместе с договором аренды земельного участка оформляется передаточный акт. Аналогичный акт передачи подписывается при возвращении надела собственнику в судебном и обычном порядке. Если участники хотят продлить договор, они могут указать новые даты или условия в дополнительном соглашении.

Особенности подписания соглашения об аренде участка в лесу

В соответствии с ЛК основанием для оформления договора аренды надела в лесу становится победа на аукционе. До введения системы торгов во многих лесхозах допускалось оформление угодий по ценам ниже рыночных, по коррупционным схемам. Введение открытых аукционов и форумов помогло решить эту проблему.

Минусом проведения торгов можно назвать отсутствие каких-либо специальных требований к арендаторам. Организаторы аукциона не смотрят на специализацию компании, но она может выиграть лот, не имея никакого отношения ни к заготовке древесины, ни к ведению охотничьего хозяйства. При этом фирма просто сдаст надел в субаренду заинтересованным организациям по завышенной цене, ведь она может переуступить наем земли по закону (не относится к цессии).

На торгах подчас сталкиваются инновационные и денежные вопросы, но побеждает тот, кто может предложить не лучший проект по рекреации или освоению наделов, а тот, у кого больше денег.

Сам аукцион проходит в стандартной форме. Физические и юридические лица передают задаток в качестве обеспечения серьезности своих намерений, согласно основным положениям торгов, что и считается заявкой на участие. Его размер устанавливается индивидуально. Эти деньги вернутся участникам, не победившим в аукционе, и включатся в стоимость лота для победителя.

Организатор торгов называет минимальную цену выкупа права аренды, а участники попеременно повышают ее. Если на каком-то этапе торгов никто не назовет большую сумму, то лесной участок достается последнему участнику, назвавшему наибольшую стоимость. При проведении аукциона обязательно осуществляются аудио- и видеозапись во избежание фальсификации данных.

В течение 10 дней после завершения аукциона выигравший участник должен составить с муниципальными властями договор долгосрочной аренды лесного участка и соглашение о продаже лесных насаждений.

Случаи оформление договора без аукциона

Не всегда арендный договор заключается на основании конкурса. Муниципальные и государственные объекты лесного хозяйства могут сдаваться без аукциона, если:

  • они необходимы для интенсивной разработки месторождений полезных ископаемых или для геологических мероприятий с целью изучения структуры земли (Пост. Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 161 «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»);
  • на этой территории строятся водохранилища;
  • наделы нужны для ведения охотхозяйства или для пасеки;
  • на участках возводятся электропроводящие линии, трубопроводы и прочие линейные объекты ЖКХ;
  • на земле идет вырубка леса, заготовка древесины и пиломатериалов для указанных выше работ;
  • на запрашиваемой территории стоит какое-либо здание (тогда арендный договор заключается с собственником дома).

Если же аукцион не состоялся по закону (например, на нем присутствовало не более двух человек, остальные решили не являться), то надел может арендовать единственный участник торгов, муниципалитет не может отказать ему в предоставлении объекта на заявленных условиях.

Порядок оформления документации

Договор аренды леса заключается в ППФ. Он подлежит обязательной государственной регистрации вне зависимости от сроков найма, но не требует нотариального удостоверения. Регистрировать документ следует сразу же после его подписания. Подать документы можно в территориальном отделении Росреестра, Регистрационной палате или любом офисе МФЦ.

При себе, помимо подписанного договора, стороны должны иметь следующие документы (краткий перечень):

  • заявления участников сделки (заполнение бумаги возможно прямо в МФЦ с помощью консультанта);
  • протокол результатов проведенных торгов;
  • извещение об аукционе;
  • кадастровый паспорт объекта;
  • платежный документ о госпошлине;
  • учредительные и налоговые документы – для юрлиц;
  • паспорт гражданина РФ.

Размер госпошлины при аренде лесных земель составляет 2 т. р. для физлиц, и 22 т. р. для компаний. Процедура регистрации через МФЦ идет 10 дней, после чего участники могут получить зарегистрированные договоры.

Правовое регулирование

Лесной участок признается объектом имущественных прав, а его аренда регулируется различными законодательными актами. К основным из них можно отнести:

  • Лесной Кодекс (ст. 9, ст. 20, ст. 24, ст. 29, ст. 61, ст. 64, ст. 72-74, ст. 88 со всеми поправками);
  • Земельный Кодекс (ст. 101 и пр.);
  • ГК (ст. 606 и пр.);
  • некоторые ФЗ (например, ФЗ № 201);
  • региональные акты об утверждении порядка оформления договора и дальнейшего использования объектов.

Перед составлением договора следует еще раз все перепроверить и утвердиться в необходимости землепользования, ведь управление участком предполагает не только права нанимателя, но и обязанности.

Правовое регулирование аренды лесных участков: заключение, продление и расторжение договоров

Как физическим, так и юридическим лицам, государство дает право аренды не только земельных наделов, на которых обычно строится жилье или объекты инфраструктуры, но и лесных участков, относящихся к лесному фонду РФ. Как получить такой привлекательный объект в аренду? Какие особенности есть у договора использования леса? Давайте разберемся.

Как арендовать земельный надел в лесу, что находится в государственной или муниципальной собственности?

Важно. Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в муниципальной или госсобственности, могут предоставляться юридическим лицам или гражданам в безвозмездное пользование или аренду.

О том, каковы условия и порядок оформления аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, читайте тут.

Юридические лица также могут получать массивы в бессрочное (постоянное) пользование по решению органов госвласти или муниципалитета, уполномоченных для принятия такого решения.

На заключенные соглашения аренды распространяются нормы Лесного кодекса РФ (ЛК РФ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ).

Если договор был заключен в результате проведения конкурса, то арендатор не имеет права предоставлять объект в субаренду либо уступать права или переводить обязательства, возникшие по соглашению.

По каким правилам заключается?

Договор аренды лесного участка можно заключить после проведения аукциона и без него (подробно о порядке предоставления земли в аренду администрацией без аукциона читайте тут). Без проведения торгов заключать сделки можно только в случаях, установленных п. 3 ст. 73.1 ЛК РФ. Заключение соглашения между контрагентами основывается на протоколе проведения аукциона.

Важно! Подписанный документ проходит обязательную госрегистрацию.

Существенными условиями, без которых соглашение можно будет признать ничтожным, являются:

  • целевой характер соглашения;
  • обязательная индивидуализация объекта договора;
  • срочность соглашения;
  • размер арендной платы и граничные сроки ее внесения (о том, как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависит цена, читайте тут, а в этой статье рассказано, как узнать величину арендной платы за землю и заключить договор аренды участка).

Объекты

Согласно п. 2 ст. 72 ЛК арендовать можно только находящиеся в муниципальной или госсобственности лесные хозяйства, которые прошли кадастровый учет. Объект соглашения может использоваться для:

  • заготовки живицы и древесины;
  • сбора недревесных лесных ресурсов;
  • сбора и заготовки растений с лечебными свойствами и пищевых продуктов;
  • ведения деятельности, связанной с охотничьим хозяйством;
  • геологической разведки залежей, исследовательской и образовательной деятельности;
  • рекреационных действий, омоложения леса путем высаживания новых посадок;
  • строительства линейных объектов, водохранилищ.

Внимание. Объект аренды при заключении договора должен быть индивидуализирован. То есть нужно указывать площадь арендованного участка, его границы, местоположение.

Неотъемлемой частью соглашения является схема расположения и границы лесного хозяйства.

Срок по общему правилу и максимальный

Отличительной особенностью договоров аренды лесных хозяйств является их срочность. Ст. 610 ГК РФ допускает заключение бессрочных договоров, но п. 4 ст. 72 ЛК четко определяет сроки, в пределах которых можно использовать лесной массив (о том, на какой срок можно взять в аренду земельный участок можно узнать здесь).

Длительность аренды при использовании леса в предпринимательских целях по общему правилу составляет минимально 10 лет, максимально 49 лет.

Но есть ряд исключений. Если планируется строительство гидротехнических сооружений, специализированных портов, строительство, эксплуатация водохранилищ, при проведении работ по переработке древесины и прочих лесных ресурсов, то соглашение заключается на период от одного года до сорока девяти лет.

Арендовать лес можно на период до сорока девяти лет, если участок планируется использовать для:

  • проведения геологоразведки;
  • изучения недр;
  • добычи полезных ископаемых;
  • создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов;
  • а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании объекта для геологоразведки и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Арендная плата

Внимание. Плата за использование лесом может устанавливаться исключительно в денежной форме.

Согласно ст. 73 ЛК определять арендную плату можно путем изъятия лесных ресурсов и без этого процесса.

При изъятии ресурсов плата исчисляется произведением объема изъятого материала и ставки платы за единицу таких ресурсов. Если ресурсы не изымаются, то плату рассчитывают путем умножения площади объекта аренды на ставку за единицу такой площади.

Все возможные ставки для расчета стоимости использования леса, находящегося в федеральной собственности, приведены в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Ставки для расчета платы за использование лесного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, устанавливаются региональным законодательством.

Порядок заключения

Соглашение аренды заключается по итогам торгов, которые проводятся в виде открытого конкурса или аукциона.

При заключении соглашения изменение условий, о которых было заявлено на торгах, не допускается (даже в случае согласия всех сторон). Заключать соглашение можно без проведения торгов в случае:

  1. Нахождения на таких участках сооружений или зданий. В этом случае соглашение заключается с собственниками сооружений либо с лицами, которые управляют объектами на правах хозяйственного ведения (оперативного управления).
  2. Внедрения приоритетного инвестпроекта по освоению леса.
  3. Проведения геологоразведки, создания, эксплуатации или реконструкции линейных объектов, добычи полезных ископаемых, изучения недр, а также для заготовки древесины, если ее проводят при использовании леса для добычи полезных ископаемых и прочих работ, определенных в ст. 43-46 ЛК.

Важно! Одним из обязательных условий для заключения договора является отсутствие сведений о потенциальном контрагенте (физлице или юрлице) в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений.

Заключать договора могут только уполномоченные органы муниципалитета или государственной власти.

Порядок подготовки, проведения конкурса, а также последующее заключение соглашения аренды регулируются ГК РФ и ЗК РФ (п. 6. ст.73 ЛК).

Без проведения конкурса можно заключать договор на новый срок по истечению срока предыдущего соглашения, если:

  1. Арендатор надлежаще исполнил взятые первым соглашением обязательства.
  2. Истекший договор был заключен без проведения конкурса.
  3. Объект аренды был предоставлен контрагенту согласно соглашению на срок более десяти лет.
  • Скачать бланк типового договора аренды лесного участка
  • Скачать образец типового договора аренды лесного участка

Продление на новый срок

Арендатор лесного хозяйства имеет право заключить соглашение на новый срок при соблюдении следующих условий:

  • заявление было подано не позднее двух месяцев и не ранее трех месяцев до истечения срока предыдущего соглашения;
  • данные арендатора отсутствуют в реестре недобросовестных покупателей и арендаторов лесных насаждений;
  • добросовестное выполнение условий предыдущего договора (отсутствие неоднократных нарушений, в том числе отсутствие просрочки по арендной плате за три оплачиваемых срока подряд);
  • заключение нового соглашения не вступает в противоречие с лесохозяйственным регламентом лесничества;
  • на участке будет осуществляться тот же вид деятельности, что и ранее;
  • есть обстоятельства, предусматривающие возможность заключения соглашения без проведения конкурса (если и предыдущий договор был заключен без торгов).

Внимание! Продление договора на новый срок без проведения торгов возможно, только если соблюдены все указанные выше условия.

В течение одного месяца уполномоченный для заключения соглашений аренды орган обязан рассмотреть поступившее заявление и принять решение о заключении нового или об отказе в заключении нового договора.

Принятое решение нужно довести до заявителя в письменном виде в течение двух дней после его принятия.

Больше о порядке и основаниях для продления договора аренды земельного участка после истечения срока читайте тут.

Как изменить или расторгнуть?

Ст. 74.1. ЛК определяет, что изменение и расторжение договора пользования лесным хозяйством происходит согласно действующим ГК РФ, ЗК РФ и ЛК РФ (как расторгнуть договора аренды земельного участка?). Изменение условий соглашения аренды, если арендатор был определен в результате конкурса, запрещено.

Исключение составляют случаи:

  • если изменяется целевое назначение аренды;
  • если происходит существенное изменение параметров эксплуатации леса (сроки использования, возраст вырубок и пр.);
  • если изменились обстоятельства заключения договора в связи с непредвиденными природными явлениями (ветровалы, пожары, стихийные бедствия).

По соглашению

По взаимному соглашению договор аренды леса может быть изменен только в случае, если заключение соглашения происходило без проведения торгов либо при существенных изменениях обстоятельств, определенных п.2 ст. 74.1 ЛК. В этом случае для соблюдения закона нужно руководствоваться нормами ГК РФ.

Согласно ст. 452 ГК РФ изменение или расторжение договора должно осуществляться в той же форме, в которой составлено соглашение. Для договора аренды лесного массива это письменная форма.

Условия договора типовой формы позволяют арендатору расторгнуть аренду, заявив об этом арендодателю за 90 дней.

Принудительное расторжение (иск)

Внимание. Расторгать или изменять договор через суд в одностороннем порядке можно, если есть отказ второй стороны от предложения контрагента.

Также обратиться в суд можно, если ответ не поступил в установленный договором аренды период (при его отсутствии – в месячный срок).

П. 3 ст. 74.1 ЛК разрешает изменение условий договора аренды, заключенного по результатам торгов, в судебном порядке, если произошло значимое изменение качественных и количественных параметров лесного массива.

Прибегнуть к принудительному изменению или расторжению договора может как арендатор, так и арендодатель.

Согласно ст. 620 ГК РФ арендодатель имеет право требовать расторжения договора в следующих случаях:

  1. Пользование массивом происходит с существенным нарушением условий соглашения (либо неоднократным нарушением).
  2. В процессе деятельности арендатор существенно ухудшает лесные ресурсы.
  3. Арендатор не вносит плату согласно договору более двух раз в установленные соглашением сроки.

В типовом соглашении об аренде лесного хозяйства, утвержденном Приказ Минприроды России от 20.12.2017 N 693, содержатся еще несколько пунктов, которые позволяют арендодателю досрочно расторгнуть соглашение:

  1. Арендатор нарушает график инвестпроекта более чем на год.
  2. Арендатор не выполняет обязательства по модернизации и (или) созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
  3. Арендатор нарушает предоставление отчетности по реализации инвестпроекта более чем на три месяца.

Согласно ст. 619 ГК РФ арендатор имеет право требовать досрочного расторжения договора, если:

  • имущество не было предоставлено в пользование либо создаются препятствия пользованию;
  • объект имеет недостатки, которые препятствуют пользованию объектом, в случае, если об этих недостатках арендодатель умолчал, а при осмотре имущества перед заключением соглашения арендатор выявить не мог;
  • арендодатель не выполняет условия договора в установленные сроки (например, по ремонту объектов, находящихся на лесном участке);
  • лесной массив в силу независящих от арендатора обстоятельств оказался в состоянии, непригодном к дальнейшему использованию (например, радиоактивное заражение).

Скачать бланк иска о расторжении договора аренды земельного участка

При предоставлении в аренду лесного хозяйства государство предъявляет к арендатору ряд требований и выставляет условия, которые гарантируют целевое и рациональное использование лесов. Несмотря на кажущуюся доступность аренды, перед заключением договора представители органов власти тщательно проверяют потенциального контрагента до передачи ему права пользования лесным участком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: